РП УК по обществознанию 10-11 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени А.Н. Пахмутовой Дзержинского района Волгограда»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-гуманитарных
предметов
________________________
Е.Н.Коробкова
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Заместитель директора по УВР

Директор

________________________
Е.Г.Хаустова
01.09.2025 г.

________________________
Г.И. Попова
Приказ от 01.09.2025 г. №193

‌

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебного курса
«Особенности современного российского общества»
(углубленный уровень)

Класс: 11
Учебный год: 2025/2026
Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ

г. Волгоград,‌2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Особенности современного российского общества» на
уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии
с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Учебного плана МОУ СШ № 7 г. Волгограда.
Программа учебного курса обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего
образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания
или вида деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Курс состоит из четырех модулей - «Социальное развитие современного общества»,
«Конституция РФ», «Политическая система общества», «Правовое регулирование»,
предусматривающих углубление и практическое применение знаний, полученных в результате
изучения основ гуманитарных наук, составляющих содержание курса.
Так как общество является динамической системой, которая находится в постоянном
развитии, сложно охватить быстро меняющиеся аспекты современного мира. В связи с этим,
возникает потребность корректировать и углублять знания о закономерностях развития
общества и протекания общественных процессов.
Цель учебного курса: углублять знания о закономерностях развития общества и
протекания общественных процессов.
Задачи курса
Обучающие:
способствовать развитию мотивации к изучению обществознания;
формировать умения практического применения полученных знаний по обществознанию на
основе их углубления и систематизации;
продолжить формировать умение грамотно аргументировать собственную точку зрения,
приводить адекватные примеры из истории, литературы, социальной реальности.

Развивающие:
развивать критическое мышление и умение работать с различными источниками
информации;
развивать системное и образное мышление через решение обществоведческих задач;
развивать ценностное отношение к обществознанию как к предмету, объединившему
несколько наук социально-гуманитарного цикла.
Мировоззренческие:
формировать научное мировоззрение;
формировать понимание возрастающей роли гуманитарных наук в современном мире.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Содержание учебного курса
«Особенности современного российского общества» представлено модульной системой
обучения, которая обеспечивает наиболее благоприятные условия развития личности
посредством гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным
потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включенные в данную
программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы. Программный
общества: возможность рассмотрения места человека в системе мироздания, осознания смысла
и предназначения его существования, выработки определенного стиля поведения; осознание
приоритета отечественных социальных ценностей и духовно-нравственных ориентаций.
Принципы и особенности содержания Программы:
материал отражает все современные запросы
1. Принцип систематичности и последовательности требует соблюдения преемственности в
изучении отдельных блоков и тем курса «Особенности современного российского общества»,
обеспечения логических связей между усвоением способов действий и знаний, между формами
и методами обучения и формами, методами контроля (самоконтроля), что позволит увеличить
объем усвоения учебного материала.
2. Принцип непрерывности заключается в реализации процесса личностного и
образовательного роста потенциала обучающегося на уровне среднего общего образования на
основе продолжения преподавания обществоведческого курса, его повторения и углубления
знаний об обществе, полученных на уровне основного общего образования.
3. Принцип вариативности в организации образовательной деятельности является одним из
фундаментальных характеристик нового качественного обеспечения образования
обучающихся и предполагает многообразие и гибкость используемых в Программе форм,
средств и методов обучения, реализуемых в зависимости от типа образовательного
учреждения, состояния его материально-технической базы, индивидуальных особенностей и
функциональных возможностей личности обучающегося.
4. Принцип минимакса в организации образовательной деятельности заключается в том, что
содержание Программы предлагает изучение курса «Особенности современного российского
общества» каждым обучающимся на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его
усвоение на уровне, не ниже социально минимума, закрепленного ФГОС СОО, а каждый
выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между
минимальным и максимальным уровнями.
5. Системно-деятельностный подход своей основной целью имеет формирование у
обучающихся целостного представления об обществе как системе тесно взаимосвязанных
элементов (сфер и институтов), что направлено на рассмотрение взаимосвязи теоретических
положений курса с социальной практикой и достижением предметных, метапредметных и
личностных результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Особенности
современного российского общества» уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их
достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих
результатов.
Результаты изучения учебного курса должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами курса, предлагаемого для освоения учебного
предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых
установок; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей,
готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, к овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,
самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
1) отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;
2) отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания; определение своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по Программе учебного курса «Особенности современного российского
общества» обучающийся научится по темам:
«Социальные отношения»:
– выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с
точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; – выделять причины
и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на
формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в
стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным
проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействия с другими людьми с позиций
толерантности.
«Политическая система общества»:
– выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы; – характеризовать государство как
центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках,
роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; – формулировать
суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном
обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
«Конституция РФ»:
- сравнивать нормативные акты субъектов федерации, определять сходство, различия и
противоречия федеральным актам;
- работать с основными статьями Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами;
- анализировать нормативные акты;
- определять функции органов государственной власти;
- прогнозировать результат конституционных изменений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные
стратегии решения задач;
 умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
 умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных
ситуациях;
 способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку.
Познавательные универсальные учебные действия:


владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими
моделями и реальными объектами для их объяснения;
 овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей, процессов или явлений;
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
 чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать
информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
 умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах;
 умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия
партнеров;
 развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

На изучение учебного курса «Особенности современного российского общества»
отводится в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Социальные отношения
Социальная структура современного общества. Типы и критерии стратификации (по
Веберу, по Марксу, по Сорокину). Слагаемые стратификации. Стратификация смешанного
типа.
Стратификация российского общества. Стратификация в информационном обществе.
Миграционные процессы в современном мире. Конституционные основы национальной
политики в Российской Федерации.
Особенности молодёжной субкультуры. Проблемы молодёжи в современной России.
Государственная молодёжная политика Российской Федерации.
Тенденции развития семьи в современном мире. Демографическая и семейная политика
в Российской Федерации.
Тенденции развития образования в Российской Федерации.
Принцип свободы совести и его конституционные основы в Российской Федерации.
Социальные интересы. Социальные, этно-социальные (межнациональные) конфликты.
Причины социальных конфликтов. Способы их разрешения.
Конформизм и девиантное поведение: последствия для общества.
Политическая система общества
Власть: ее виды и критерии эффективности.
Природа и социальное назначение политики. Директивный подход. Функциональный
подход. Коммуникативный подход. Субъекты и объекты политики. Границы политики в
обществе. Политическая система. Функции политической системы. Теория Дэвида Истона
«Взаимодействие политической системы и среды». Способы политического развития:
эволюция, революция, реформы.
Политические партии. Классификация партий. Цели и задачи политических партий.
Партийные системы. Партии и направления. Финансирование партий. Классификация
политических партий.
Политическая элита. Понятие «элитаризм». Понятие и роль политического лидерства.
Природа лидерства. Функции лидеров. Идея лидерства в истории политической мысли.
Типология политического лидерства. Тенденция развития политического лидерства в России.
Деятельность государственного аппарата, номенклатура, чиновники. Проблемы
современной демократии. Избирательные системы.
Политическое сознание. Политические идеологии современности. Политическое
поведение.
Конституция РФ

Понятие Конституции, основное содержание и виды. Принципы основного закона РФ.
Структура Конституции РФ. Порядок пересмотра и принятие новой Конституции РФ.
Особенности
реализации
конституционных
норм.
Конституционно-правовая
ответственность: особенности и порядок осуществления.
Конституционно-правовые санкции, их виды. Конституционные правонарушения.
Основы конституционного строя.
Конституция и экономика.
Конституция и личность: граждане, иностранцы, лица без гражданства –
конституционное регулирование указанных статусов. Уполномоченный по правам человека.
Гарантии прав и свобод гражданина и человека. Понятие и принципы гражданства.
Федеративное устройство РФ на современном этапе.
Конституционный статус Президента РФ. Место и роль Президента РФ в системе
органов государственной власти. Основные направления развития президентской власти в
России.
Проблемы парламентаризма в современной России. Парламентаризм в России.
Федеральное собрание в системе органов государственной власти. Законодательный орган РФ.
Структура Федерального Собрания РФ. Компетенция Совета Федерации и Государственной
Думы РФ.
Понятие и стадии законодательного процесса. Понятие права законодательной
инициативы. Основные стадии рассмотрения и принятия федерального закона
Государственной Думой РФ. Стадия одобрения закона Советом Федерации. Федеральное
Собрание и Президент РФ в законодательном процессе РФ. Президентское вето. Порядок
опубликования и вступления в силу законов и иных правовых актов палат Федерального
Собрания.
Правительство РФ в системе органов государственной власти. Компетенция
Правительства РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной
власти. Институт ответственности Правительства РФ.
Природа и место судебной власти в системе органов государственной власти.
Конституционный суд РФ, Высший арбитражный СУД РФ, Верховный суд РФ. Полномочия
главных судов РФ. Особенности конституционного статуса прокуратуры РФ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов
программы

Количество часов
Всего

Лекции

Семинар

Деловые игры

Практические
занятия
3

1.

Социальные отношения

10

2

3

2

2.

Политическая система
общества

10

2

3

2

3.

Конституция РФ

12

1

1

2

Итоговое повторение

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС

3
8
2

5

7

6

16

№
п/п

Количество часов
Тема урока

Социальная структура
современного общества.
Стратификация российского
2.
общества.
Особенности молодёжной
3.
субкультуры.
Миграционные процессы в
4.
современном мире.
Тенденции развития семьи в
5. современной России.
Жизненный цикл семьи
Социальные нормы в
6.
современном обществе.
Социальные, этно-социальные
7.
(межнациональные) конфликты.
Конформизм и девиантное
8. поведение: последствия для
общества.
Власть: ее виды и критерии
эффективности. Природа и
9.
социальное назначение
политики.
Политическая система
10.
общества: понятие и функции.
11. Политические партии.
1.

Семина
р

Деловые
игры

Практические
работы

Всего

Лекция

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

1
0,5

0,5

2

1

1

1

2

1

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

12.

13.
14.

15.

16.

Политическая элита. Идея
лидерства в истории
политической мысли.
Избирательная система в
современном российском
обществе
Политическое сознание и
идеология современности.
Понятие Конституции,
основное содержание и виды.
Особенности реализации
конституционных норм.
Основы конституционного
строя.

2

0,5

1

2
2

0,5

1
0,5

1

0,5

1

1

1

17. Федеративное устройство РФ.
18. Конституция и экономика

1

19. Конституция и личность
Проблемы парламентаризма в
20.
современной России.
Конституционный статус
21.
Президента РФ.
Понятие и стадии
22.
законодательного процесса.
Правительство РФ в системе
23. органов государственной
власти.
Природа и место судебной
24. власти в системе органов
государственной власти.

2

1

2

1

1
1
0,5

0,5

0,5
1

1

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

25. Обобщающее повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2
34

2
5

7

6

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание.
Учебно-справочное пособие. - СПб., 2023. - 354 с.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А. Ю.
Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение,
2023. - 204 с.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова,
М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2021. - 197 с.
ЕГЭ 2023. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.:
Эксмо, 2023. - 234 с.
4. Единый государственный экзамен 2023. Обществознание. Универсальные материалы
для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л.
Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2023. - 256 с.
5. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2022. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2021. - 178 с.
6. Боголюбов, Л.Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 класс. – М. :
Просвещение, 2022. – 96 с.
7. Брандт, М.Ю. Обществознание. Понятия и термины. Толковый словарь ФГОС. – М. :
Экзамен, 2021. – 128 с.
8. Котова. О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика подготовки.
Ключи и ответы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е.
Лискова. – М.: Просвещение, 2023. – 254 с.
9. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практикум и
диагностика: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е.
Лискова. – М. : Просвещение, 2023. – 248 с.
10. Котова, О.А. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова,
Т.Е. Лискова. – М. : Издательство «Национальное образование», 2023. – 224.
11. Маркин, С.А. Обществознание в схемах и таблицах: учеб. пособие для
общеобразовательных организаций. – М.: Омега-Л, 2019. – 160 с.
12. Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д. Основы философии: учебник. СПб: Специальная
Литература, 2020. - 304с.
13. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. Учебник для бакалавров. Москва.: Юрайт,
2019-395с.
14. Канке В. А. Основы философии: учебник. М.: Логос, 2019. -288с.
15. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник - М.: Проспект, 2018.
588 с. http://biblioclub.ru
Элекронно-образовательные ресурсы:
1. http://www.ed.gov.ru/: официальный сайт Министерства образования РФ.
2. http://www.garant.ru/: Гарант (законодательство с комментариями).
3. Коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы:
http://interneturok.ru/.
4. Портал готовых презентаций: http://prezentacii.com/.
5. Сайт «Решу ЕГЭ» https://soc-ege.sdamgia.ru/.
6. http://fcior.edu.ru/: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
7. http://school-collection.edu.ru: коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».