РП УК по биологии 10-11

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени А.Н. Пахмутовой Дзержинского района Волгограда»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-гуманитарных
предметов
________________________
Е.Н.Коробкова
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Заместитель директора по УВР

Директор

________________________
Ю.В. Моисеева
01.09.2025 г.

________________________
Г.И. Попова
Приказ от 01.09.2025 г. №193

‌

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебного курса«Биология и медицина»
(углубленный уровень)

Класс: 10-11
Учебный год: 2025/2026
Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ

г. Волгоград,‌2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Биология и медицина» для учащихся 10 -11
классов составлена на основе авторской программы Н.Б. Баенбаева «Основы медицинских
знаний» (сборник программ элективных курсов/сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград:
Учитель, 2014. – 203с);

П.Н. Бердикова «Основы медицины», сборник программ

элективных курсов для 9-11 классов.
Данная рабочая программа посвящена созданию условий для формирования
познавательного интереса учащихся к профессии медицинского работника. Эта профессия
не всегда пользуется популярностью. Очевидно, это связано с недопониманием роли
медицинских специалистов и недостаточной информированности о содержании их
деятельности. Также элективный курс посвящен изучению системы научных знаний и
практической деятельности, имеющих целью предупреждение и лечение заболеваний
человека. Это позволяет связать изучаемый теоретический материал с жизнью, применить
полученные знания на практике. В школьном курсе биологии и основ безопасности
жизнедеятельности вопросы оказания медицинской помощи, профилактики заболеваний,
пропаганды здорового образа жизни, последних достижений в области физиологии и
медицины отражены недостаточно, поэтому изучение программы данного элективного
курса является актуальным.
Содержание курса может быть интересно учащимся, ориентированным на
медицинские профессии. Кроме того, курс углубляет и расширяет знания учащихся по
биологии. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении
анатомии, валеологии. В процессе обучения учащиеся получат информацию по основам
медицины: уход за больными; источники инфекции; профилактические прививки; первая
медицинская помощь; общие нормы санитарной гигиены; применение лекарственных и
средств и др.
Цели изучения учебного курса «Биология и медицина»:
1. создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами
и понятиями;
2. учить применять их на практике;
3. расширить область знаний по биологии;
4. сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.
Задачи курса:
1. Ознакомить учащихся с содержанием и программой курса;
2. Расширить знания учащихся в области биологии и медицины;

3. Выработать рекомендации по здоровому образу жизни и активно их использовать
для сохранения и укрепления своего здоровья;
4. Развивать умения учащихся по самообразованию, использованию различных
источников информации, развивать исследовательские и практические умения, развивать
коммуникативную культуру;
5. Формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях в труде, быту.
6. Освоение приемов первой медицинской помощи.
7.

Дать

учащимся

представления

о

специфике

медицинских

профессий.

Результатами данной программы будет:
1) новые дополнительные знания по биологии;
2) профессиональная ориентация;
4) выбор профиля в дальнейшем.
Учебный план школы отводит для обязательного изучения элективного курса
«Биология и медицина» на уровне среднего общего образования в 10-11 классах 68 часов
(из расчёта 1 учебного часа в неделю).
УМК: 1. 10-11 класс: Н.Б.Баенбаева «Основы медицинских знаний». (Сборник
программ элективных курсов. «Биология. 9класс / сост. И. Ч. Чередниченко. – Волгоград:
Учитель, 2007г.)
2. 10-11 класс: Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11
классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.
Материально техническая база: Компьютер, МФУ, интерактивный комплекс,
лабораторные столы, лабораторная посуда, световые и цифровые микроскопы, таблицы,
модели, муляжи, интерактивный атлас по анатомии человека.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС
№
п/п

Колво
часов

Тема занятия

Элементы содержания

Тема I «Основы гигиены и санитарии» (19 часов)
1

Предмет и методы
гигиены

1

2

История гигиены.

1

3

Экскурсия в сельскую
участковую больницу.

1

4

Предупреждение
инфекционных
заболеваний.
История развития
хирургии.

1

6

Понятие о десмургии.

1

7

Понятие о ране,
классификация ран и
их осложнения.
Виды раневой
инфекции и пути её
проникновения.

1
1

Виды раневой инфекции (неспецифическая,
специфическая, острая и хроническая).
Опасность инфицирования ран. Пути
проникновения инфекции в рану (экзогенный и
эндогенный).

Травматизм и его
профилактика
Практическая работа.
«Использование
дезинфицирующих
средств для обработки
ран»

1

Предупреждение и
первая помощь при

1

Виды травм. Причины травм. Предупреждение
травматизма.
Приготовление раствора перманганата калия для
обработки ран, дезинфекции, отмачивания
бинтов. Использование трубчатого эластичного
бинта для удержания повязки на голове.
Использование лейкопластыря и спиртового
раствора йода при обработке ран.
Заболевания сердца и сосудов, их
предупреждение. Влияние курения и

5

8

9
10

11

1

Гигиена как профилактическое направление
медицины, изучающее влияние факторов
природной среды, быта и труда на организм
человека с целью охраны его здоровья. Санитария
как прикладная часть гигиены. Методы гигиены.
Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Санитарно- гигиеническая культура
древнего мира и средневековья
История гигиены в России.
Санитарно-гигиенический режим лечебного
учреждения. Знакомство с порядком оказания
медицинской помощи в условиях поликлиники и
стационара.
Иммунитет. Условия возникновения
инфекционного заболевания. Профилактика
инфекционных заболеваний.
История обезболивания в хирургии. Вклад
Н.И.Пирогова в науку. Травматология как
отрасль хирургии.
Общие сведения о десмургии. Виды мягких
повязок.
Признаки, характеризующие рану. Виды ран.
Пневмоторакс.

Дата
проведения

сердечнососудистых
заболеваниях.

употребления спиртных напитков на сердечнососудистую систему (ССС). Предупреждение
заболеваний ССС. Первая помощь при
гипертоническом кризе; при стенокардии.
1
Рассматривание под микроскопом препарата
сердечной мышцы. Измерение частоты пульса и
артериального давления до и после физической
нагрузки.
1
Особенности функционирования органов
дыхания. Респираторные заболевания, их
предупреждение и меры первой помощи. Гигиена
воздуха. Гигиена голосового аппарата.
1
Санитарный анализ воздуха в помещении.
Изготовление простейших респираторов.
1
Значение и режим питания. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению
пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая
оценка питьевой воды.
1
Пищевые отравления. Меры первой помощи.
Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение.
Инфекционные, неинфекционные острые и
хронические заболевания органов пищеварения;
глистные инвазии. Вредное действие наркотиков,
алкоголя и курения на органы пищеварения.
1
Санитарная проверка пригодности для питья
природной воды.
1
Функции кожи и причины их нарушения. Уход за
кожей. Профилактика аллергических,
гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки.
Защита кожных покровов в быту и на
производстве.
Лабораторная работа. Определение типа кожи:
нормальная, сухая, жирная.
1
Значение нервной системы. Безусловные и
условные рефлексы. Понятие о динамическом
стереотипе, его роли в повседневной жизни.
Навыки и привычки. Стресс и психическое
здоровье.
Тема II «Основы медицинских знаний» (15 часов)

12

Лабораторная работа.
Практическая работа

13

Гигиена дыхания

14

Практическая работа

15

Гигиена питания.

16

Заболевания органов
пищеварения.

17

Практическая работа

18

Профилактика
кожных заболеваний.
Закаливание.

19

Профилактика
нервных и
психических
заболеваний.

20

Значение основ
медицинских знаний.

1

21

История
обезболивания в
хирургии.
Первая медицинская
помощь при ранениях.

1

22

1

Значение основ медицинских знаний в
чрезвычайной ситуации. Этапы оказания первой
медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях.

Профилактика осложнений ран. Понятие об
асептике и антисептике. Понятие о повязке и
перевязке. Виды повязок, правила их наложения.

23

Правила наложения
стерильных повязок на
голову и грудь
Правила наложения
стерильных повязок на
живот и верхние
конечности.
Правила наложения
стерильных повязок на
нижние конечности.
Первая медицинская
помощь при
кровотечениях.

1

Практическая работа. «Правила наложения
стерильных повязок на голову и грудь».

1

Практическая работа «Правила наложения
стерильных повязок на живот и верхние
конечности».

1

Практическая работа «Правила наложения
стерильных повязок на нижние конечности».

1

Первая медицинская
помощь при синдроме
длительного
сдавливания и
закрытых
повреждениях.
Понятие о переломах
и травматическом
шоке.
Первая медицинская
помощь при
переломах
Первая медицинская
помощь при ожогах.

1

Способы остановки артериального кровотечения.
Правила наложения кровоостанавливающего
жгута и закрутки. Способы остановки венозного
и капиллярного кровотечения.
Признаки синдрома длительного сдавливания.
Первая медицинская помощь при синдроме
длительного сдавливания. Признаки ушиба и
сотрясения головного мозга, первая мед.помощь
при этих травмах.

Первая помощь при
пищевых отравлениях.
Физическая
активность и здоровье.

1

33

Предупреждение
вредных привычек

1

34

Гигиена труда.

1

24

25
26

27

28
29
30
31
32

1

Виды переломов, основные признаки.
Профилактика травматического шока.

1

Практическая работа «Отработка навыков
оказания первой помощи при переломах
конечностей».
Виды ожогов. Первая медицинская помощь при
ожогах. Понятие об ожоговой болезни и
ожоговом шоке.
Меры профилактики и первой помощи при
пищевых отравлениях.
Отрицательное влияние гиподинамии на
здоровье. Роль физической активности в
сохранении здоровья.
Наркотики. Свойства наркотиков. Реакция на
наркотики здорового организма. Стадии развития
наркомании. Физическая и психическая
деградация личности наркомана. Борьба с
курением, предупреждение развития пьянства и
алкоголизма.
Понятие работоспособности. Гигиена учебного
труда и развитие личности.

1

1

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС
№

Кол-

Дата

п/п

Тема занятия

во
часов

Элементы содержания

проведения

Тема I «Терапия, травматология, хирургия, как области медицины» (8 часов)
1

Терапия как область
медицины

1

2

Практическое занятие
по теме
Невропатология как
область медицины

1

4

Практическое занятие

1

5

Травматология как
раздел хирургии

1

6

Практическое занятие
по теме

1

7

Хирургия как область
медицины

1

3

1

Терапия (внутренние болезни) — область
медицины, занимающаяся изучением заболеваний
внутренних органов. Основные разделы терапии
(кардиология, нефрология и т.д.) Основные
приемы диагностики заболеваний (осмотр, опрос,
пальпация, перкуссия, аускультация, измерение
пульса артериального давления). Особенности
диагностики внутренних болезней. Обучение
измерению пульса, артериального давления,
частоты дыхания.
Знакомство с терапевтическим оборудованием и
способами терапевтической диагностики
Невропатология
(клиническая
неврология,
нервные болезни) — раздел неврологии,
являющийся
самостоятельной
областью
клинической медицины: изучает этиологию,
патогенез и клинические проявления болезней
нервной системы и разрабатывает методы их
диагностики,
лечения
и
профилактики.
Особенности диагностики нервных болезней.
Понятие Инсульт. Основные проявления инсульта
на примере осмотра больных, первые признаки
заболевания. Просмотр КТ-снимков.
Знакомство с невропатологическим
оборудованием и спектром невропатологий
Травматология (от греч. травма — рана, увечье +
логос— учение) — раздел медицины, изучающий
воздействие на организм человека различных
травмирующих воздействий, последствия травм,
методы их лечения. Классификация травм.
Методы лечения травм. Основные отличия
отделений
хирургического
профиля
от
терапевтического. Основные признаки перелома
кости на примере осмотра больных. Оказание
первой помощи.
Отработка
методов
перевязок,
просмотр
рентгеновских снимков переломов костей
различной локализации.
Хирургия – это раздел медицины, который
занимается болезнями, лечение которых требует
оперативного вмешательства. Основные разделы
хирургии (торакальная хирургия, абдоминальная
хирургия и т.д.). Особенности диагностики
хирургических
болезней.
Основные
хирургические
инструменты.
Основное

медицинское оборудование, используемое при
операциях (наркозные, дыхательные аппараты,
операционные
столы,
эндоскопическое
оборудование).
Тема II «Психиатрия, наркология, педиатрия, инфектология как области медицины» (6 часов)
8
Психиатрия и
1
Психиатри́я — отрасль медицины, изучающая
наркология
нарушения психических функций и, вследствие
объективного
заболеваниями
человека.
восприятия
действительности,
вызванное
Наркология — это отдельная наука, изучающая
явления
физической
и
психологической
зависимости от психоактивных веществ, методы
лечения и предупреждения данных заболеваний.
Особенности
обследования
больных
с
психическими заболеваниями. Наркомания и
алкоголизм – тяжелые заболевания психики и
тела, признаки, стадии, осложнения, последствия.
Суициды. Профилактика суицида. Основные
причины
суицида.
Основные
признаки
суицидальных мыслей.
9
Практическое занятие 1
Освоение методов психо – медицинской
по теме
профилактики
суицидального
поведения
подростков
10 Педиатрия - наука о
1
Педиатрия - раздел медицины, связанный с
здоровом и больном
развитием детей, уходом за ними, а также с
ребенке
диагностикой и лечением детских заболеваний.
Основные особенности при обследовании и
лечении детей.
11 Практическое занятие 1
Анализ педиатрических протоколов лечения
по теме
детских заболеваний
12 Инфектология
1
Инфекционные болезни – область медицинской
науки о заразных заболеваниях человека.
Особенности
и
лечения
инфекционных
заболеваний. Понятие эпидемиологического
анамнеза.
13 Практическое занятие 1
Эпидемиологическое
расследование.
по теме
Особенности
устройства
и
режима
инфекционного отделения.
Тема III. «Акушерство, гинекология, неонатология, анестезиология и реаниматология, как
области медицины, патологическая анатомия и судеьно – медицинская экспертиза»
14 Акушерство и
1
Акуше́рство — клиническая дисциплина, которая
гинекология
изучает физиологические и патологические
процессы, происходящие в организме женщины в
связи с зачатием и беременностью, в родах и
послеродовом периоде, а также разрабатывает
методы родовспоможения, профилактики и
лечения осложнений беременности и родов,
заболеваний
плода
и
новорождённого.
Особенности
акушерства
как
отдельной
медицинской
науки.
Основные
задачи

15
16

17
18

19

Практическое занятие
по теме
Анестизиология и
реаниматология

1
1

Практическое занятие 1
по теме
Патологическая
1
анатомия и судеьномедицинская
экспертиза

Практическое занятие
по теме

1

акушерства. Гинеколо́гия — отрасль медицины,
изучающая заболевания, характерные только для
организма
женщины,
прежде
всего
—
заболевания женской репродуктивной системы.
Связь акушерства и гинекологии. Особенности
диагностики в акушерстве и гинекологии.
Особенности осмотра пациентки. Неонатология раздел медицины, который изучает младенцев и
новорождённых, их рост и развитие, их
заболевания и патологические состояния. Цели и
задачи неонатологии. Связи неонатологии с
акушерством
и
гинекологией.
Период
новорожденности, особенности новорожденного
ребенка. Понятие недоношенности.
Изучение неонатолгических, гинекологических
протоколов лечения пациентов
Анестезиология
—
раздел
медицины,
занимающийся изучением средств и методов
обеспечения анестезии (то есть потери
чувствительности, в том числе болевой) при
различных острых болевых синдромах, шоковых
состояниях,
травмах,
хирургических
вмешательствах. Реаниматоло́гия (интенсивная
терапия) — наука, изучающая закономерности
смерти и оживления организма с целью
выработки наиболее эффективных методов
профилактики и восстановления угасающих или
только что угасших жизненных функций
организма.
Связь
анестезиологии
и
реаниматологии. Четыре компонента анестезии.
Изучение четырех компонентов анестезии
Патологи́ческая анато́мия — научно-прикладная
дисциплина,
изучающая
патологические
процессы и болезни с помощью научного,
главным
образом
микроскопического,
исследования изменений, возникающих в клетках
и тканях организма, органах и системах органов.
Основные задачи патологической анатомии.
Патологоанатомическая практика — учение об
организации патологоанатомической службы и
практической
деятельности
врачапатологоанатома.
Судебно-медицинская
экспертиза
применяется
для
разрешения
специальных медицинских и биологических
вопросов,
возникающих
в
практической
деятельности органов суда и следствия.
Основные задачи СМЭ.
Патологоанатомическая практика — учение об
организации патологоанатомической службы и

20

Лабораторная
диагностика

1

21

Практическое занятие
по теме

1

22

Лучевая диагностика

1

23

Практическое занятие
по теме
Функциональная
диагностика

1

25

Практическое занятие
по теме

1

26

Взрослая поликлиника

1

27

Практическое занятие
по теме
Детская поликлиника

1

Практическое занятие
по теме

1

24

28

29

1

1

практической
деятельности
врачапатологоанатома.
Беседа
с
ведущими
патологоанатомами города Волгограда
Лаборато́рная диагно́стика — совокупность
методов, направленных на анализ исследуемого
материала
с
помощью
различного
специализированного
оборудования.
Роль
лабораторной диагностики в постановке диагноза
и назначении лечения.
Основные виды
лабораторной диагностики.
Посещение
клинико-диагностической
и
бактериологической
лабораторий
больницы.
Знакомство с основным диагностическим
оборудованием.
Лучевая диагностика – это практическая
дисциплина, которая изучает использование
разного рода излучений с целью обнаружения и
распознавания большого количества заболеваний.
Виды лучевой диагностики (рентгенодиагностика,
радионуклидное
исследование,
УЗИ,
компьютерная томография, термография). Плюсы
и минусы лучевой диагностики.
Изучение оборудования для лучевой диагностики
Функциональная диагностика – это отрасль
медицины, которая занимается диагностикой
заболеваний органов и систем организма и
оценкой их функциональных возможностей с
помощью
инструментальных
методов
исследования.
Изучение видов функциональной диагностики
(электрокардиография, электроэнцефалография,
измерение функций внешнего дыхания и пр.).
Поликли́ника
— многопрофильное или
специализированное лечебно-профилактическое
учреждение
для
оказания
амбулаторной
медицинской помощи больным на приёме и на
дому. Структура поликлиники для взрослых.
Основные функции поликлиники.
Посещение взрослой поликлиники
Детская
поликлиника
—
это
лечебнопрофилактическое учреждение, оказывающее
амбулаторно-поликлиническую помощь детям до
14 лет включительно. Структура детской
поликлиники. Основные функции поликлиники.
Особенности и отличия от других амбулаторнополиклинических учреждений.
Посещение детской поликлиники

30

Женская
консультация

1

31

Практическое занятие
по теме
Стоматологическая
поликлиника

1

Практическое занятие
по теме
Обобщение
материалов курса

1

Стоматологическая поликлиника — это лечебнопрофилактическое учреждение, деятельность
которого
направлена
на
профилактику
стоматологических заболеваний, своевременное
выявление и лечение больных с заболеваниями
челюстно-лицевой
области.
Структура
стоматологической
поликлиники.
Основные
функции
стоматологической
поликлиники.
Особенности и отличия от других амбулаторнополиклинических учреждений.
Посещение стоматологической поликлиники

1

Семинар. Рефлексия курса

32

33
34

1

Женская
консультация
—
амбулаторнополиклиническое
лечебно-профилактическое
учреждение, основной задачей которого является
амбулаторная и диспансерная помощь женщинам
в период беременности и послеродовый период,
гинекологическая помощь. Структура женской
консультации. Основные функции женской
консультации. Особенности и отличия от других
амбулаторно-поликлинических учреждений.
Посещение женской консультации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».