Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени А.Н. Пахмутовой Дзержинского района
Волгограда»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
метапредметной кафедры
________________________
Г.И.Курьерова
Протокол № 1 от 29.08.2025
г.
Заместитель директора по
УВР
Директор
________________________
Е.Г.Хаустова
01.09.2025 г.
________________________
Г.И. Попова
Приказ от 01.09.2025 г.
№193
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины»
(базовый уровень)
Класс: 10-11
Учебный год: 2025/2026
Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ
г. Волгоград, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности
и защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к
результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания и предусматривает непосредственное
применение при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение
содержания в логике последовательного нарастания факторов
опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и
разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть
преемственность
приобретения
обучающимися
знаний
и
формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает
реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании
ОБЗР, системность и непрерывность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них навыков в области безопасности
жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания
материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного
построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и
угроз в природной, техногенной, социальной и информационной
сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1. формирование личности выпускника с высоким уровнем
культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и
экологически целесообразного образа жизни;
2. достижение
выпускниками базового уровня культуры
безопасности
жизнедеятельности,
соответствующего
интересам обучающихся и потребностям общества в
формировании полноценной личности безопасного типа;
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях
основного общего и среднего общего образования;
4. подготовку
выпускников
к
решению
актуальных
практических задач безопасности жизнедеятельности в
повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР
структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения
предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного
предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования программа
ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по
возможности её избегать, при
необходимости
безопасно
действовать».
3.
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практикоориентированных интерактивных форм организации учебных
занятий с возможностью применения тренажёрных систем и
виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным:
компьютер и дистанционные образовательные технологии не
способны полностью заменить педагога и практические действия
обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и
появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз
безопасности России (резкий рост военной напряжённости на
приграничных территориях; продолжающееся распространение идей
экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медикобиологических
условий
жизнедеятельности;
нарушение
экологического равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов
безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для общества и государства. При этом центральной проблемой
безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и
здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное
значение приобретает качественное образование подрастающего
поколения россиян, направленное на воспитание личности
безопасного типа, формирование гражданской идентичности,
овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для
обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность
совершенствования
учебно-методического
обеспечения образовательного процесса по ОБЗР определяется
системообразующими документами в области безопасности:
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400, Национальными целями развития Российской
Федерации на период до 2030 года, утвержденными Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования»,
утвержденной
постановлением
Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных
областях и реализуется через приобретение необходимых знаний,
выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и
умений, формирование компетенций в области безопасности,
поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.
Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория
безопасности, которая имеет междисциплинарный характер,
основываясь на изучении проблем безопасности в общественных,
гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет
формировать целостное видение всего комплекса проблем
безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности
личности, общества и государства, а также актуализировать для
выпускников построение модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и
угрозы. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и
защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне
среднего общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей,
освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к
выполнению конституционного долга по защите Отечества и
достижение
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников
умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные
решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при
возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует
воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию
условий устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования
является овладение основами военной подготовки и формирование у
обучающихся
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного
поведения в повседневной жизни на основе понимания
необходимости ведения здорового образа жизни, причин и
механизмов возникновения и развития различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями,
которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению
долга по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения
в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в
решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего
общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль №государства»:
1. ОБУЧЕНИЯ
«Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества,
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация
национальных
приоритетов
как
условие
обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС),
структура,
режимы
функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации
РСЧС, её задачи и примеры их решения;
права и обязанности
чрезвычайных ситуаций;
граждан
в
области
защиты
от
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие
мирного социально-экономического развития Российской Федерации
и обеспечение её военной безопасности;
роль Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом,
движение с изменением скорости движения, повороты в движении,
выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь,
маневр);
виды маневра;
походный,
предбоевой
и
боевой
порядок
действия
подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб
из стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных
видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет
Ярыгина, пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового
оружия;
история возникновения и развития робототехнических
комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и
общее устройство беспилотных летательных аппаратов (далее –
БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение, общее устройство и тактико-технические
характеристики переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные её разновидности и
влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических
свойств местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и
сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа
для стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития,
примеры применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние
признаки
применения
бактериологического
(биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой
помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой»
зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и
«зеленой» зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военноучетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных
Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Федеральной службы безопасности
Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни
человека, общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск»
(угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная
ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный
уровень решения задачи обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения
безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности
личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок в
Интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь,
порядок действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с
опасностью получить травму (спортивные занятия, использование
различных инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая
помощь при ушибах переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и
газовыми и электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования
(подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка
для выгула собак и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного
коммунальной системе;
поведения
в
ситуации
аварии
на
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по
обочине; движение в тёмное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом
автомобиле, автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим
количеством участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных или
чрезвычайных ситуаций;
основные
источники
опасности
на
железнодорожном
транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при
возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасной и чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте,
правила
безопасного
поведения,
порядок
действий
при
возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах
закрытого и открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении
толпы, давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи,
правила безопасного поведения при попадании в агрессивную и
паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила
безопасного поведения, порядок действия при попадании в опасную
ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый;
пожилой
человек;
человек
с
ментальными
расстройствами);
порядок действий
потерявшегося человека;
в
ситуации,
если
вы
обнаружили
порядок действий при угрозе возникновения пожара в
различных общественных местах, на объектах с массовым
пребыванием людей (медицинские и образовательные организации,
культурные, торгово-развлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения
зданий и отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на
водоёмах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации
(компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в
природной среде;
источники опасности в автономных условия;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных
природных
условиях,
первая
помощь
при
перегревании,
переохлаждении и отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях
(предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или
минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться
помощи);
природные
пожары,
возможности
прогнозирования
и
предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных
пожаров для людей и окружающей среды;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными
геологическими
явлениями
и
процессами:
землетрясения,
извержение вулканов, оползни, камнепады;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий,
правила
безопасного
поведения,
последствия
природных
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных
опасными
геологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья,
цунами, сели, лавины;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий,
правила
безопасного
поведения,
последствия
природных
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных
опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз,
жара;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий,
правила
безопасного
поведения,
последствия
природных
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных
опасными
метеорологическими явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи»
понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ
жизни», «лечение», «профилактика»;
биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье
человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи инфекционных
заболеваний;
чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры
профилактики и защиты;
роль вакцинации, национальный календарь профилактических
прививок;
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные
заболевания,
неинфекционные заболевания;
факторы
заболеваний;
риска
самые
возникновения
распространённые
сердечно-сосудистых
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы
системы;
риска
возникновения
заболеваний
дыхательной
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации
заболеваний;
в
профилактике
неинфекционных
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие
вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ,
острая боль в животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии
благополучия;
психического
здоровья
и
психологического
основные факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;
основные направления сохранения и укрепления психического
здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация
влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы,
учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления
наркотических
средств;
помощь
людям,
перенёсшим
психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской
помощи и первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая помощь с использованием
подручных средств; первая помощь при нескольких травмах
одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое
общение (взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики
взаимодействия в группе;
группы
и
особенности
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой
группе;
факторы,
конфликта;
способствующие
и
препятствующие
эскалации
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы
саморегуляции;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей
урегулирования и разрешения конфликта;
стороны
в
процессе
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как
основа коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция
противодействия;
в
общении,
цели,
технологии
и
способы
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению молодёжи в противозаконную и
антиобщественную деятельность.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели,
принципы работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как
угроза для будущей жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества
цифровой среде, их признаки;
и
деструктивный
контент
в
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные
сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный
пропаганда;
пузырь»,
манипуляция
сознанием,
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму»:
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития
общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической
причины, последствия;
направленности,
их
цель,
опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки;
предупреждение
и
противодействие
вовлечению
экстремистскую и террористическую деятельность;
в
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического
акта, проведении
контртеррористической
операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму
и терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в
области
противодействия
экстремизму
и
терроризму.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими
социокультурными
и
духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за
российские достижения, в готовности к осмысленному применению
принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни,
соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества,
бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию
и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность
активной
гражданской
позиции
обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного
поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав,
обязанностей и ответственности в области защиты населения и
территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в
других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных
социальных организаций и институтов гражданского общества в
области обеспечения комплексной безопасности личности, общества
и государства;
2) Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым
подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые
Силы
Российской
Федерации,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы,
боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации,
достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и
здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной,
идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и
российского воинства;
сформированность
ценности
безопасного
поведения,
осознанного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение,
самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях
жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их
последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему
поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие
идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой
безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного
развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему
уровню развития общей теории безопасности, современных
представлений о безопасности в технических, естественно-научных,
общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР,
осознание его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации
принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по
возможности избегать, безопасно действовать в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность
применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек
и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой
деятельности для развития личности, общества и государства,
обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению
требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе соблюдения экологической грамотности и разумного
природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их
приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы
их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для
обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области
безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и
противоречия;
определять цели действий применительно к заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с
учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме
безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области
безопасности личности, общества и государства, анализировать их
различные состояния для решения познавательных задач,
переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных
задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению
нового знания, его преобразованию и применению для решения
различных учебных задач, в том числе при разработке и защите
проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и
выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный
способ решения задач с учётом установленных (обоснованных)
критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием
объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных
задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в
новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения
учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;
переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и
анализа различных видов информации из источников разных типов
при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с
учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно
выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике
угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить
принципы
её
организации
в
повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков; определять признаки
деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового
общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных
ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных
условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать
его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности
на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научнопрактических знаний других предметных областей; повышать
образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в
свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки
образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и
чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с
учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника
команды (составлять план, распределять роли, принимать правила
учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в
общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с
позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество
и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании
существующих проблем безопасности и способности построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР,
должны обеспечивать:
1) знание основ законодательства Российской Федерации,
обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
государственной политике в области обеспечения государственной и
общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой
системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и
обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о
действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в
современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных
Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства;
знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации, формирование представления о военной
службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной
подготовки; овладение знаниями требований безопасности при
обращении
со
стрелковым
оружием;
сформированность
представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способах защиты от него;
5)
сформированность
представлений
о
современном
общевойсковом бое; понимание о возможностях применения
современных достижений научно-технического прогресса в условиях
современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как
фактора построения профессиональной траектории, в том числе и
образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в
интересах обороны и безопасности государства, обеспечении
законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их применения в собственном
поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных
местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение
основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте. Знание правил безопасного поведения
на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке
действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде;
умение применять их на практике; знать порядок действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность
представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их
на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий
при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на
транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами
оказания
первой
помощи
при
неотложных
состояниях,
инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения
психического здоровья; сформированность представлений о
здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным
привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение
применять табельные и подручные средства для само- и
взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том
числе криминального характера; умение предупреждать опасные
явления и противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии; знания о способах безопасного
поведения в цифровой среде; умение применять их на практике;
умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и
негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства
деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма;
знать роль государства в противодействии терроризму; уметь
различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества,
экстремистскую
и
террористическую
деятельность
и
противодействовать им; знать порядок действий при объявлении
разного уровня террористической опасности; знать порядок действий
при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической
операции.
Достижение
результатов
освоения
программы
ОБЗР
обеспечивается посредством достижения предметных результатов
освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации;
характеризовать роль личности, общества и государства в
достижении стратегических национальных приоритетов, объяснять
значение их реализации в обеспечении комплексной безопасности и
устойчивого развития Российской Федерации, приводить примеры;
характеризовать
роль
правоохранительных
органов
и
специальных служб в обеспечении национальной безопасности;
объяснять роль личности, общества и государства в
предупреждении противоправной деятельности;
характеризовать правовую основу защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой
государственной
системы
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе
при химической и радиационной опасности;
анализировать угрозы военной безопасности Российской
Федерации, обосновывать значение обороны государства для
мирного социально-экономического развития страны;
характеризовать роль Вооружённых Сил Российской в
обеспечении национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия;
выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
иметь представление об основах общевойскового боя;
иметь представление об основных видах общевойскового боя и
способах маневра в бою;
иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке
подразделений;
понимать способы действий военнослужащего в бою;
знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при
обращении с оружием и их возможных последствий;
применять меры безопасности при проведении занятий по
боевой подготовке и обращении с оружием;
знать способы удержания оружия, правила прицеливания и
производства меткого выстрела;
определять характерные конструктивные особенности образцов
стрелкового оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК12;
иметь представление о современных видах короткоствольного
стрелкового оружия;
иметь представление об истории возникновения и развития
робототехнических комплексов;
иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА
квадрокоптерного типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития
связи;
иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях,
предъявляемых к радиосвязи;
иметь представление о видах, предназначении, тактикотехнических
характеристиках
современных
переносных
радиостанций;
иметь представление о тактических свойствах местности и их
влиянии на боевые действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке
оборудования окопа для стрелка;
иметь представление о видах оружия массового поражения и их
поражающих факторах;
знать способы действий при применении противником оружия
массового поражения;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;
знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождение военной службы по призыву и
по контракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при
учебных заведениях высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск
(угроза)»,
«культура
безопасности»,
«опасная
ситуация»,
«чрезвычайная ситуация», объяснять их взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению
безопасности в повседневной жизни (индивидуальный, групповой и
общественно-государственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить
примеры;
объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
понимать влияние поведения человека на его безопасность,
приводить примеры;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния
на безопасность;
раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению
безопасности;
приводить примеры реализации риск-ориентированного
подхода на уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности,
обосновывать зависимость риска (угрозы) их возникновения от
поведения человека;
знать права и обязанности потребителя, правила совершения
покупок, в том числе в Интернете; оценивать их роль в совершении
безопасных покупок;
оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь
навыки их профилактики;
иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
уметь оценивать риски получения бытовых травм;
понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности,
понимать влияние соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании
газового и электрического оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах,
порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации;
знать правила безопасного поведения в местах общего
пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская
площадка, площадка для выгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на
уровень безопасности, приводить примеры;
понимать риски противоправных действий, выработать навыки,
снижающие криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварии на
коммунальной системе;
иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в
зависимости от изменения уровня рисков (риск-ориентированный
подход);
понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать
навыки безопасного поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на
безопасность дорожного движения, приводить примеры;
знать права, обязанности и иметь представление об
ответственности пешехода, пассажира, водителя;
иметь представление о знаниях и навыках, необходимых
водителю;
знать правила безопасного поведения при дорожнотранспортных происшествиях разного характера;
иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования
огнетушителем;
знать источники опасности на различных видах транспорта,
приводить примеры;
знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить
примеры влияния поведения на безопасность;
иметь представление о порядке действий при возникновении
опасныхи чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные источники
опасности в общественных местах;
знать общие правила безопасного поведения в общественных
местах, характеризовать их влияние на безопасность;
иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в
толпу, давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать
риск получения травмы в случае попадания в толпу, давку;
оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного
характера в общественных местах;
иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
иметь представление о безопасном поведении для снижения
рисков криминогенного характера;
оценивать риски потеряться в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в
общественных местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении
зданий или отдельных конструкций;
иметь представление о правилах поведения при угрозе или в
случае террористического акта в общественном месте.
11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
выделять и классифицировать источники опасности в
природной среде;
знать особенности безопасного поведения при нахождении в
природной среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах;
иметь представление о способах ориентирования на местности;
знать разные способы ориентирования, сравнивать их особенности,
выделять преимущества и недостатки;
знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде;
знать о порядке действий, если человек потерялся в природной
среде;
иметь представление об основных источниках опасности при
автономном нахождении в природной среде, способах подачи сигнала
о помощи;
иметь представление о способах сооружения убежища для
защиты от перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи,
правилах поведения при встрече с дикими животными;
иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении,
отморожении, навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные
ситуации;
выделять наиболее характерные риски для своего региона с
учётом географических, климатических особенностей, традиций
ведения хозяйственной деятельности, отдыха на природе;
раскрывать применение принципов безопасного поведения
(предвидеть опасность; по возможности избежать её; при
необходимости действовать) для природных чрезвычайных
ситуаций;
указывать причины и признаки возникновения природных
пожаров;
понимать влияние поведения человека на риски возникновения
природных пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и
возникновении природного пожара;
называть и характеризовать природные чрезвычайные
ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и
процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами;
оценивать
риски
природных
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных опасными геологическими явлениями и процессами, для
своего региона, приводить примеры риск-ориентированного
поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные
ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и
процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
оценивать
риски
природных
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами,
для своего региона, приводить примеры риск-ориентированного
поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные
ситуации, вызванные опасными метеорологическими явлениями и
процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;
оценивать
риски
природных
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами,
для своего региона, приводить примеры риск-ориентированного
поведения;
характеризовать источники экологических угроз, обосновывать
влияние человеческого фактора на риски их возникновения;
характеризовать значение риск-ориентированного подхода к
обеспечению экологической безопасности;
иметь навыки экологической грамотности и разумного
природопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи»:
объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья»,
«здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять
взаимосвязь между ними;
понимать степень влияния биологических, социальноэкономических, экологических, психологических факторов на
здоровье;
понимать значение здорового образа жизни и его элементов для
человека, приводить примеры из собственного опыта;
характеризовать инфекционные заболевания, знать основные
способы распространения и передачи инфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных
заболеваний, приводить примеры;
понимать значение национального календаря профилактических
прививок и вакцинации населения, роль вакцинации для общества в
целом;
объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим
показаниям»;
иметь представление о чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера, действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера (на примере эпидемии);
приводить примеры реализации риск-ориентированного
подхода к обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера;
характеризовать наиболее распространённые неинфекционные
заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и
другие), оценивать основные факторы риска их возникновения и
степень опасности;
характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью
состояний (инсульт, сердечный приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
понимать значение образа жизни в профилактике и защите от
неинфекционных заболеваний;
раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики
неинфекционных заболеваний, знать порядок прохождения
диспансеризации;
объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и
«психологическое благополучие», характеризовать их влияние на
жизнь человека;
знать
основные
критерии
психического
здоровья
и
психологического благополучия;
характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;
иметь представление об основных направления сохранения и
укрепления
психического
здоровья
и
психологического
благополучия;
характеризовать негативное влияние вредных привычек на
умственную и физическую работоспособность, благополучие
человека;
характеризовать роль раннего выявления психических
расстройств и создания благоприятных условий для развития;
объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;
иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние
хронического стресса;
характеризовать признаки психологического неблагополучия и
критерии обращения за помощью;
знать правовые основы оказания первой помощи в Российской
Федерации;
объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая
медицинская помощь», их соотношение;
знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и
действиях при оказании первой помощи;
иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
иметь представление о безопасных действиях по оказанию
первой помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств;
первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:
объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль
общения в жизни человека, приводить примеры межличностного
общения и общения в группе;
иметь навыки конструктивного общения;
объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа»,
«большая группа»;
характеризовать взаимодействие в группе;
понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное и
безопасное взаимодействие в группе, приводить примеры;
объяснять смысл понятия «конфликт»;
знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
характеризовать факторы, способствующие и препятствующие
развитию конфликта;
иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
знать условия привлечения третьей стороны для разрешения
конфликта;
иметь представление о способах пресечения опасных
проявлений конфликтов;
раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям
насилия;
характеризовать способы психологического воздействия;
характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
объяснять смысл понятия «манипуляция»;
называть характеристики манипулятивного воздействия,
приводить примеры;
иметь представления о способах противодействия манипуляции;
раскрывать механизмы воздействия на большую группу
(заражение, убеждение, внушение, подражание и другие), приводить
примеры;
иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических
технологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь человека;
объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след»,
«персональные данные»;
анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость,
вредоносное программное обеспечение, сетевое мошенничество и
травля, вовлечение в деструктивные сообщества, запрещённый
контент и другие), раскрывать их характерные признаки;
иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и
защите от опасностей цифровой среды;
объяснять смысл понятий «программное обеспечение»,
«вредоносное программное обеспечение»;
характеризовать и классифицировать опасности, анализировать
риски, источником которых является вредоносное программное
обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
перечислять и классифицировать опасности, связанные с
поведением людей в цифровой среде;
характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой
среде (имитация близких социальных отношений; травля; шантаж
разглашением
сведений;
вовлечение
в
деструктивную,
противоправную деятельность), способы их выявления и
противодействия им;
иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность
информации», «информационный пузырь», «фейк»;
иметь представление о способах проверки достоверности,
легитимности информации, её соответствия правовым и моральноэтическим нормам;
раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой
средой, выработать навыки безопасных действий по защите прав в
цифровой среде;
объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в информационном
пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму»:
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу
благополучию человека, стабильности общества и государства;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и
«терроризм»; анализировать варианты их проявления и возможные
последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, выработать навыки безопасных
действий при их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической
деятельности;
знать уровни террористической опасности, иметь навыки
безопасных действий при их объявлении;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе
(обнаружение бесхозных вещей, подозрительных предметов и
другие) и в случае террористического акта (подрыв взрывного
устройства, наезд транспортного средства, попадание в заложники и
другие), проведении контртеррористической операции;
раскрывать
правовые
основы,
структуру
и
задачи
государственной системы
противодействия
экстремизму
и
терроризму;
объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в области
противодействия
экстремизму
и
терроризму.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Безопасное и
устойчивое развитие
личности, общества,
государства
4
2
Основы военной
подготовки
12
3
Культура
безопасности
жизнедеятельности в
современном
обществе
2
4
Безопасность в быту
6
5
Безопасность на
транспорте
5
6
Безопасность в
общественных местах
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
0
0
11 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Безопасность в
природной среде
7
2
Основы
медицинских
знаний. Оказание
первой помощи
7
3
Безопасность в
социуме
7
4
Безопасность в
информационном
пространстве
7
5
Основы
противодействия
экстремизму и
терроризму
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
0
0