02.09.2024
Формирование культуры здорового питания детей и подростков.
Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, способности к обучению, профилактике заболеваний и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды.
Высокая скорость роста, физического и психического развития детей и подростков в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, предопределяют необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех незаменимых и заменимых пищевых веществ.
Пословица «Завтрак съешь сам обед раздели с другом, ужин отдай врагу» знакома каждому из нас. Но почему такое значение придается завтраку? Для нашего организма завтрак – первый прием пищи после восьми - десятичасового перерыва. Не случайно, на многих языках слово «завтрак» дословно переводится как «прекращение поста» (ночного). Особенно важен завтрак для ребенка. Ведь детский организм очень активно растет и развивается, и поэтому нуждается в постоянном поступлении «строительного материала» - белков, жиров, углеводов.
В ходе ряда исследований, проведенных среди учащихся школ, было выявлено, что дети, регулярно завтракающие, лучше усваивают учебный материал, и, как результат, получают более высокие оценки. После сбалансированного и полноценного завтрака улучшались результаты тестов по математике, скорость чтения и, что важно, понимание прочитанного.
Школы представляют собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школах существуют более эффективные возможности, чем где-либо еще, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, соблюдаются основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания
Приоритетными задачами для школы в рамках привития учащимся культуры здорового питания являются:
- формирование у школьников осознанного отношения к правильному питанию и здоровому образу жизни;
- повышение уровня культуры питания школьников; развитие у школьников хороших манер, правильного поведения;
- повышение уровня пропаганды и просвещения в области здорового питания.
Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у детей подросткового возраста, являются: формирование умения оценивать продукты и блюда с точки зрения их полезности для здоровья, в ситуации выбора отдавать предпочтение наиболее полезным продуктам и блюдам; формирование готовности и умения ограничивать себя в использовании определенной категории продуктов (сладости, фаст-фуд и т.п.); освоение кулинарных умений и навыков в приготовлении пищи. Важно сформировать у подростка понимание, что приготовление пищи для домашнего стола требует значительных затрат времени и сил. Этот труд заслуживает уважения и благодарности.
Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед — 35-40%, полдник -15%, ужин — 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах.