РП УК по химии 10-11 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени А.Н. Пахмутовой Дзержинского района Волгограда»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-гуманитарных
предметов
________________________
Е.Н.Коробкова
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Заместитель директора по УВР

Директор

________________________
Ю.В. Моисеева
01.09.2025 г.

________________________
Г.И. Попова
Приказ от 01.09.2025 г. №193

‌

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебного курса«Химия в задачах»
(углубленный уровень)

Класс: 10-11
Учебный год: 2025/2026
Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ

г. Волгоград,‌2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Планируемые образовательные результаты
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34
часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить
пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных типов в органической
химии и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из
приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала
должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В
школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру
урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести
к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике.
Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны
химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки
самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов,
теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет
устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение
мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи,
является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины
усвоения ими учебного материала.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание,
чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи
сведений практического характера.
Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и самостоятельные
работы в тестовой форме, составление тестовых заданий учащимися, составление алгоритмов
задач, составление и защита авторских задач и цепочек превращения.
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению
химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при
решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического
мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цель курса:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по разделам
органической химии; формирование навыков решения задач по химии различных типов.
Задачи:
1. Совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в
органической химии.
2. Решение расчетных задач повышенной сложности.

3. Формирование навыков исследовательской деятельности.
4. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их получения путем
самообразования.
5. Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
В результате прохождения программы элективного курса:
Учащиеся должны знать:


Химические свойства классов органических соединений;



Признаки, условия и особенности химических реакций в органической химии;



Номенклатуру органических соединений;



Алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности.

Учащиеся должны уметь:


Производить расчеты по формулам и уравнениям реакций;



Производить расчеты на определение компонентов смеси;



Производить расчеты на определение формул соединений;



Раскрывать генетические связи в органической химии;



Решать экспериментальные задачи по органической химии;



Самостоятельно создавать алгоритмы решения задач;



Осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому;



Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности,
ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;



Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернетисточниками.

1. Планируемые воспитательные результаты
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления
личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Направления Характеристики (показатели)
Гражданское

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном
российском обществе, современном мировом сообществе.

Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысяче
государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, рос
настоящем и будущем.

Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать су
народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о
прошлом и в современности.

Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правоп
сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России.

Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по со
расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, ант
деятельности.

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуп
экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, п
Патриотическ
ое

Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к
любви к своему народу, знания его истории и культуры.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражаю
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую к

Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному насле
России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, прожи
России.

Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживаю
интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности.
Духовнонравственное

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культу
мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного сам

Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осозна

Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личнос
мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной при

Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, тради
России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения ко
всех граждан.

Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального с

народов в России.

Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежнос
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских тра
ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рожде
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.

Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, ли
народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культу
культуре.
Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной
Эстетическое

Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, пони
культуре.

Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздей
на душевное состояние и поведение людей.

Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средств
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, тради

Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художествен
российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустро

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследи
народного творчества в искусстве.
Физическое

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и б
усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей.

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблю
и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию,
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.

Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и псих
поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, д
обществе и цифровой среде).

Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного п
среде.

Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в ра
меняющимся социальным, информационным и природным условиям.

Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояни
людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным со
оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое

Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и с
трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вкла
края, страны.
Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду.

Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в

в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм тр

Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в ра
ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или на

Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельнос
учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.

Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к неп
течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, с
профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществ
в современном обществе.
Экологическо
е

Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основ
социально-экономических процессов на окружающую природную среду.

Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране ок

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей с
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту,

Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсос
участвующий в его приобретении другими людьми.
Познавательно
е

Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учет
достижений.

Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижени
научной информации, открытиях мировой и отечественной науки.

Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, ко
мышления.

Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных дост
общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом р
мире.

Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации факто
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельност

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Химия в задачах»
(Химия. 10 класс)
Введение. (1 час)
Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и
математики при решении задач по химии. Особенности решения задач и составления
химических уравнений в органической химии.
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров,
структурных формул по названиям веществ. Принципы построения названий органических
веществ
Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции,
изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на основе свойств. Вычисление
количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или
продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов, альдегидов и
кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства веществ.
Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым
долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 4. Органические вещества клетки. (3 часа)
Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества изомеров, нахождение
формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и
решение генетических цепочек разных видов.
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач на вывод формулы
вещества. Решение генетических цепочек.
Тема 6. Полимеры. (1 час)
Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакций полимеризации.
Решение задач по уравнениям химической реакции для полимеров.
Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии.
(3 часа)
Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в органической химии.
Проведение практической работы с применением знаний качественных реакций в
органической химии и методов качественного анализа.
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)

Решение заданий повышенного уровня из материалов Единого Государственного Экзамена.
Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение алгоритмов решения задач (подготовка к
зачету).
Итоговое занятие (1 час)
Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач, цепочек
превращения.

Учебно-тематический план
№

Наименование

Кол-во

п/
п

разделов и тем

часов

В том числе
Практическ
ие

Формы работы

занятия
1 Введение.

1

-

Лекция с элементами межпредметных связей

2 Теория строения
органических
соединений.

2

2

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов

3 Углеводороды.

11

10

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов
составление генетических цепочек

4 Кислородсодержащи
е органические
соединения.

6

6

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов
составление генетических цепочек

5 Органические
вещества клетки.

3

3

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов
составление генетических цепочек

6 Азотсодержащие
органические
соединения.

4

4

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов
составление генетических цепочек

7 Полимеры.

1

1

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов

8 Решение
экспериментальных
задач по

3

3

Практическая работа.

органической химии
9 Решение задач
повышенной
сложности.

2

2

Решение задач ЕГЭ и олимпиадных заданий.

10 Итоговые занятия.

1

-

Зачет.

Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс «Трудные вопросы в органической химии», 10 класс

№

1

Тема занятия

Колво
часо
в

Введение. Общие требования к решению
задач по химии.

Дата проведения
план

1

Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
2

Решение заданий по основным положениям
теории строения органических соединений.

1

3

Решение заданий по основным положениям
теории строения органических соединений.

1

Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
4

Составление цепочек превращения с
использованием алканов.

1

5

Составление и решение цепочек
превращения для алкенов.

1

6

Решение задач на вывод молекулярной
формулы по известным массовым долям
для алканов и алкенов.

1

7

Решение задач на вывод молекулярной
формулы по продуктам сгорания для
алканов и алкенов.

1

8

Составление и решение цепочек
превращения для алкинов.

1

9

Решение задач по химическим уравнениям
с использованием алкинов.

1

1
0

Составление и решение цепочек
превращения для алкадиенов.

1

фак

1
1

Составление и решение цепочек
превращения для бензола.

1

1
2

Задачи на определение объемной доли,
мольной доли компонентов газовой смеси
углеводородов.

1

1
3

Решение задач по химическим уравнениям,
если одно из исходных веществ дано в
избытке.

1

1
4

Зачет по теме «Углеводороды» (1-е
полугодие)

1

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
1
5

Составление и решение цепочек
превращения для спиртов.

1

1
6

Решение задач на вывод формулы спиртов.

1

1
7

Составление и решение цепочек
превращения для альдегидов и кетонов.

1

1
8

Составление и решение цепочек
превращения для карбоновых кислот.

1

1
9

Составление и решение цепочек
превращения для сложных эфиров

1

2
0

Генетическая связь без- и
кислородосодержащих органических
соединений.

1

Тема 4. Органические вещества клетки.(3 часа)
2
1

Составление и решение цепочек
превращения для жиров. Превращение
жиров в организме человека.

1

2
2

Составление и решение цепочек
превращения для углеводов. Превращение
углеводов в организме человека.

1

2
3

Решение задач на пищевые растворы.

1

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
2
4

Составление и решение цепочек
превращения для аминов.

1

2
5

Составление и решение цепочек
превращения для аминокислот.

1

2
6

Задачи на разделение смесей на примере
азотосодержащих органических
соединений.

1

2
7

Составление и решение переходов алкан белок

1

Тема 6. Полимеры. (1 час)
2
8

Решение задач на образование и
разрушение полимеров.

1

Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии. (3 часа)
2
9

Решение экспериментальных задач по теме
«Углеводороды».

1

3
0

Решение экспериментальных задач по теме
«Производные углеводородов».

1

3
1

Решение экспериментальных задач по теме
«Белки. Жиры. Углеводы».

1

Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)
3
2

Решение заданий из материалов ЕГЭ.

1

3
3

Решение заданий из материалов ЕГЭ.

1

3
4

Зачёт по курсу «Трудные вопросы в
органической химии».

1

Итого: 34 часа

ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование учебного материала

Элективного курса «Химия в задачах» в 10 классе
с использованием оборудования центра «Точка роста»

№

Тема

Содержание

п/
п

Целевая
установка урока

Колво

Планируемые результаты

часо
в
Тема 2. Углеводороды. (3 часа)

1

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
алкенов.

Л.О. № 1

2

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
алкинов.

Л.О. №2
«Взаимодействие
ацетилена
с раствором
перманганата
калия»

3

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
бензола.

Л.О. № 3
«Химические
свойства фенола».

«Получение
этилена и
изучение его
свойств»

Знать свойства
этилена.

1

Уметь получать этилен дегидратацией
этанола, экспериментально
доказывать принадлежность этилена к
непредельным соединениям.

Знать свойства
ацетилена

1

Уметь получать ацетилен карбидным
способом, экспериментально
доказывать принад-лежность
ацетилена к непредельным
соединениям

Знать
химические
свойства фенола.
Уметь
сравнивать
кислотные
свойства
спиртов,
фенолов и их
производных.

1

Научиться экспериментально
сравнивать кислотные свойства
веществ и объяснять наблюдаемые
различия.

Выявлять
учебную
проблему,
предлагать её
возможное
объяснение,
проверять
выдвинутое
предположение
экспериментальн
о.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (5 часов)
4

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для

Демонстрационны
е опыты:
«Сравнение
температуры
кипения

Знать
физические
свойства
предельных
одноатомных

1

Научиться определять температуры
кипения спиртов, принадлежащих к
одному гомологическому ряду.
Объяснять зависимость температуры
кипения спиртов от числа атомов

спиртов.

одноатомных
спиртов»;
«Сравнение
температур
кипения
изомеров»;
«Изучение
испарения
органических
веществ».

5

6

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
альдегидов
и кетонов.

Л.О. № 4

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
карбоновых
кислот.

Л.О. № 5

«Тепловой
эффект реакции
окисления
этанола».

«Сравнение
температур
плавления цис- и
трансизомеров
карбоновых
кислот».
Л.О. № 6
«Определение
температуры
плавления
стеариновой и
пальмитиновой
кислот»

7

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
карбоновых
кислот.

Л.О. № 7
«Определение
электропроводнос
ти и pH раствора
уксусной
кислоты». Л.О. №
8
«Изучение силы
одноосновных
карбоновых
кислот»

8

Составлени

Л.О. № 9

спиртов.

углерода в молекуле, от строения
углеродного скелета для изомеров.
Объяснять изменение температуры
при испарении спирта, эфира и
жидкого алкана.

Уметь выявлять
и объяснять
зависимость
свойств спиртов
от их
химического
строения.

Знать способы
получения
альдегидов.

1

Научиться определять тепловой
эффект реакции окисления этанола
кислородом воздуха.

Знать
физические
свойства
карбоновых
кислот.
Объяснять
зависимость
температур
плавления
карбоновых
кислот от их
химического
строения.

1

Научиться экспериментально
сравнивать температуры плавления
карбоновых кислот и объяснять
наблюдаемые различия. Определить
температуры плавления стеариновой
и пальмитиновой кислот; установить,
можно ли использовать данный
показатель (температуру плавления)
для идентификации этих кислот.

Знать
химические
свойства
карбоновых
кислот.
Объяснять
зависимость
кислотных
свойств
карбоновых
кислот от их
химического
строения.

1

Интерпретировать результаты
измерений рН и электропроводности
растворов, делать выводы о силе
исследуемых электролитов, в
частности о силе карбоновых кислот.

Знать свойства

1

Получить экспериментальные данные

е и решение
цепочек
превращени
я для
сложных
эфиров

«Щелочной
гидролиз
этилацетата»

сложных
эфиров.
Объяснять
направленность
реакций
гидролиза
сложных эфиров
в кислой и
щелочной
средах.

о зависимости рН раствора щелочи от
времени в процессе гидролиза
сложного эфира. Объяснить
полученные результаты

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (2 часа)
9

10

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
аминов

Л.О. № 10
«Сравнение
основных свойств
аммиака,
метиламина,
анилина».

Знать свойства
предельных и
ароматических
аминов.

Составлени
е и решение
цепочек
превращени
я для
аминокисло
т.

Л.О. № 11
«Определение
среды растворов
аминокислот».

Знать свойства
аминокислот.

Л.О. № 12
«Кислотные
свойства
аминокислот».

1

Изучить основные свойства
предельных аминов и анилина.
Уметь объяснять результаты
измерения рН растворов аммиака,
предельных и ароматических аминов.

Уметь
сравнивать
свойства
ароматических и
предельных
аминов со
свойствами
аммиака.
1

Уметь объяснять
зависимость
свойств
аминокислот от
их строения.

Экспериментально определить рН
растворов аминокислот. Исследовать
взаимодействие аминокислот с
соединениями меди и цинка. На
основании полученных
экспериментальных данных
установить зависимости кислотноосновных свойств аминокислот от их
химического строения

Тема 6. Полимеры. (1 час)
11

Решение
задач на
образовани
еи
разрушение
полимеров.

Л.О. № 13
«Распознавание
пластмасс и
волокон»

Знать состав,
строение и
свойства
синтетических
полимеров

1

Научиться экспериментально
определять количественные
характеристики полимеров,
характеризующих их
эксплуатационные свойства, в
частности температуры размягчения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».