Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени А.Н. Пахмутовой Дзержинского района Волгограда»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
филологического образования
________________________
И.А. Крутова
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Заместитель директора по УВР
Директор
________________________
Е.Г.Хаустова
01.09.2025 г.
________________________
Г.И. Попова
Приказ от 01.09.2025 г. №193
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебного курса
«Культура речи и риторика»
(базовый уровень)
Класс: 10-11
Учебный год: 2025/2026
Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ
г. Волгоград,2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по культуре речи и риторике составлена на основе программы
Михальской А.К. Основы риторики. От мысли к слову.10-11 классы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА РЕЧИ И
РИТОРИКА»
Курс «Культура речи и риторика» сохраняет свой надпредметный характер, так как
способствует развитию умений / навыков речевой деятельности, которые необходимы как
в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в
любой ситуации опосредованного общения «человек – письменный текст – человек».
Формируется функциональные навыки: использование
функциональных стилей,
определяется взаимосвязь языка
и культуры региона, осваиваются нормы речевого поведения в различных ситуациях и
сферах общения.
Сегодня востребован специалист, способный не только разработать технический
проект, но и умеющий качественно представить свой проект заинтересованным сторонам,
партнерам, специалист, владеющий культурой
диалога, навыками коммуникативного общения. Лицейское образование технической
направленности должно сопровождаться образовательными курсами, способствующими
решению этой задачи для промышленности
региона и выпускников лицея, будущих специалистов предприятий региона. Таким
курсом и является курс «Культура речи и риторика»
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения и навыки при их
практическом использовании помогают устанавливать и поддерживать эмоциональный и
деловой контакт с собеседником, добиваться
взаимодействия и взаимопонимания в диалоге, а в споре, дискуссии отстоять свою точку
зрения. Не меньшее внимание уделяется развитию коммуникативных умений / навыков,
способствующих адекватному восприятию и пониманию мыслей и чувств собеседника в
диалоге, а также при рефлексии собственной речевой деятельности. Сформированность
таких коммуникативных умений позволит обучающимся научиться бесконфликтному
общению, выстраивать стратегии и тактики речевого поведения и речевого воздействия в
беседе, споре, дискуссии
с целью донести свою мысль (информацию) до собеседника, учитывая его интересы и
состояние, таким образом содержание курса способствует профилактике экстремистских
настроений в молодежной среде.
Особое внимание в курсе «Культура речи и риторика» уделяется освоению тех
коммуникативных умений / навыков, которые полезны при создании, восприятии и
понимании научно-учебного и делового письменных текстов, типичных в сфере учебной
деятельности и в реальных жизненных ситуациях.
Все названные содержательные характеристики учебного предмета «Культура речи и
риторика» нацелены на развитие личности, ее речевой и общей культуры, прежде всего на
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их абстрактного
мышления, памяти, навыков самостоятельной учебной деятельности, что мотивирует к
самообразованию и способствует самореализации личности.
Содержание курса структурировано на основе компетентностного подхода. В
соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая и
культуроведческая ключевые компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста
сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащимся старшей школы.
Языковая компетенция – обогащение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя речи,
соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих правильность и коммуникативную
целесообразность речи, выбор и использованием языковых средств в соответствии с
требованиями сферы общения, речевого и ситуативного контекста, умение пользоваться
лингвистическими иречеведческими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание речевой деятельности на русском языке
как формы выражения
национальной культуры и личностно-осмысленных нравственных ценностей, социальных
ориентиров.
В курсе предусмотрена работа с текстами с региональным содержанием (художественные
произведения уральских авторов, публицистические тексты в СМИ города и региона).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА РЕЧИ И РИТОРИКА»
Курс «Риторика» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию
личностно
ориентированного,
когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению эффективному
речевому взаимодействию:
воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о речи на
русском языке как духовной нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского и национального общения; овладение культурой
межнационального общения,
толерантности: умения взаимодействовать в
поликультурном обществе, решать конфликты мирными способами;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития,
информационных умений и навыков, потребности самообразования для обеспечения
успешной самореализации с учетом интересов региона;
освоение знаний о нормах речевой деятельности и речевого поведения в различных
сферах общения;
овладение умениями моделировать речевое поведение и речевую деятельность в
соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА РЕЧИ И РИТОРИКА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для реализации содержания курса предусмотрен 1 час в неделю в 10 и 11 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА РЕЧИ И РИТОРИКА»
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей
речи. Риторика в современном обществе. Общая и частные риторики. Риторические знания
как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации
возможностей личности. Этапы овладения элементами речевого мастерства.
У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала —
исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца,
отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и
соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в
данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте
истории русской культуры.
Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон.
«Риторика» Аристотеля.
Риторический идеал Цицерона.
Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов.
Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве.
Древнерусская риторическая традиция. Особенности правильностью речи. Эстетические
функции старой и устаревшей нормы. Характеристика речевых жанров по
коммуникативной задаче и по стилю, по особенностям подготовки, по наличию этапов
предтекстовой подготовки.
Жанровая сочетаемость. Деловые письмо и переговоры. Этос, логос, пафос.
Проблема понимания. Проблемная статья. Диалог с автором письменного текста.
Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания.
Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные,
социальные, индивидуально-личностные особенности.
Речевое поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей
собеседников. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли.
Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические
категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые
традиции.
Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки
спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия,
полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Логические ошибки в аргументации. Противодействие непозволительным приёмам спора.
Конфликт и конфликтная ситуация. Жанры несогласия. Преодоление отрицательного
воздействия жанров обиходного общения.
Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного
слушания монологической и полилогической речи. Диалог и диалогичность речи. Диалог и
монолог, их сочетаемость.
Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной
жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы. Деловая беседа. Ситуация
деловой беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой
беседы. Техника постановки вопросов. Подготовка к деловой беседе.
Техника ведения записей.
Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение
выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений.
Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.
Тезисы предстоящего информационного сообщения, доклада. Компрессия речевой
информации. Резюме, визитная карточка.
Групповая характеристика.
Виды речи. Эпидейктическая речь Аргументирующая речь. Введение. Заключение.
Основная часть аргументирующей речи. Информирующая речь. Подготовка к речи.
Вербальные и невербальные средства. Управление вниманием аудитории и подготовка к
речи. Импровизированное выступление. Движение в речи: мимика, жест. Беседа и спор.
Беседа и её типы. Путь к взаимопониманию. Неофициальная беседа и её жанры.
Непродуктивные типы беседы. Основы деловой беседы. Мастерство комплимента и тоста.
Спор: стратегии, тактики, поведение речевой культуры и специфика отечественного
речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и
развития.
Понятие эффективности речевого общения. Критерии оценки речи. Различие принципов
определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения. Категория монолога и диалога и формы
речевого общения. Взаимосвязь различных видов общения.
Типология изученных этикетных жанров.
Мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
Законы эффективного речевого общения. Принцип коммуникативного сотрудничества и
правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства
достижения контакта с адресатом. Основные элементы речевой ситуации: говорящий,
слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения. Факторы
внимания. Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные
этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения
содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму.
Обещание, клятва, официальный тост. Дистантное общение и современная техника.
Топосы и жанры. Топос сопоставления. Важнейшие риторические тропы и фигуры.
Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы.
Цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс,
их функции в публичной речи. Риторические функции речевой нормы.
Аргументация. Виды аргументов: общая классификация. Рациональные аргументы.
Эмоциональные (иррациональные) аргументы. Доказательство: структура и виды. Ошибки
и уловки в аргументации: операции с тезисом. Ошибки и уловки в аргументации:
нарушения в доводах и демонстрации Рациональные аргументы.
Эмоциональные (иррациональные) аргументы. Доказательство: структура и виды.
Ошибки и уловки в аргументации: операции с тезисом.
История риторики и риторический идеал. Риторический идеал Древней Греции.
Слово в Древней Руси: цели и жанры. Красноречие в древней российской истории.
Красноречие в древнерусской культуре. Русский риторический идеал в современном
периоде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«КУЛЬТУРА РЕЧИ И РИТОРИКА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения курса «Риторика» ученик должен знать / понимать:
составляющие речевого поведения человека в ситуации непосредственного общения;
вербальные и невербальные средства гармонизации речевого события;
цель и способы речевого воздействия на собеседника / адресата в ситуациях
непосредственного и опосредованного («человек – текст – человек») общения;
параметры коммуникативной грамотности;
правила речевого поведения в деловой и научной сферах общения;
содержание коммуникативной нормы;
характеристики видов речевой деятельности;
приемы создания тезисно-арументативной и композиционной системы научного и
делового текста;
источники необходимой информации и способы ее отбора в ситуации решения
конкретной проблемы;
теоретические основы монологических и диалогических речевых жанров, типичных для
научно-учебной и деловой сфер общения:
понимать ситуативные и этикетные нормы бесконфликтного общения, культурного
диалога.
В результате изучения курса «Риторика» ученик должен уметь:
пользоваться вербальными и невербальными средствами гармонизации речевого
события;
использовать способы корректного речевого воздействия на собеседника / адресата в
ситуациях непосредственного и опосредованного общения, публичного выступления;
осуществлять речевой (само)контроль на основе параметров коммуникативной
грамотности, коммуникативной нормы и правил речевого поведения в деловой и научной
сферах общения;
владеть приемами создания тезисно-аргументативной, композиционной и речевой
структур научного и делового текстов;
уметь представлять в различных формах художественное творчество деятелей Среднего
Урала;
уметь использовать в саморазвитии ценности, утверждаемые художественной культурой
региона;
владеть речевыми жанрами реферата, научно-исследовательского проекта;
владеть приемами самопрезентации;
уметь составлять деловые бумаги;
пользоваться способами отбора, оценки, структурирования информации, привлекаемой
при создании текста.
В результате изучения курса «Риторика» ученик должен научиться:
быть толерантным и в то же время принципиальным человеком в речевых контактах в
диалоге, в том числе с носителями иных культур (широко представленных в уральском
регионе), работе с письменным (своим и «чужим») авторским текстом;
понимать коммуникативно-речевые умения ведения диалога как основу социального
(коммуникативного) успеха, как познавательно-деятельностную основу жизни личности в
многонациональном социуме уральского региона;
признать ценность речевой и информационной культуры;
принимать возможность субъективного (личностного) толкования и понимания смысла
текста;
понимать ценность аналитического, углубленного чтения текста.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Культура речи в современном обществе
1.1
Культура речи и риторика, их взаимосвязь
и отличия.
1
1.2
Эффективность общения. Критерии оценки
речи.
1
1.3
Взаимосвязь различных видов общения.
Уместность (оправданность)
этой взаимосвязи.
2
1.4
Топосы и жанры. Топос сопоставления.
1
1.5
Риторические фигуры.
2
1.6
Градация.
1
1.7
Фигуры повторения.
2
1.8
Характеристика речевых жанров по
коммуникативной задаче и по
стилю
1
1.9
Характеристика речевых жанров по
особенностям подготовки, по
наличию этапов
2
1.10
Жанровая сочетаемость как тенденция
создания новых эффективных
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
речевых жанров
1.11
Диалог и диалогичность речи. Диалог и
монолог, их сочетаемость
Итого по разделу
1
15
Раздел 2. Риторика и речевое поведение человека
2.1
Конфликт и конфликтная ситуация. Жанры
несогласия
1
2.2
Преодоление отрицательного воздействия
жанров обиходного общения
(угрозы, упрека, оскорбления и т. д.).
2
2.3
Логические ошибки в аргументации
Противодействие непозволительным
приемам спора
2
2.4
Тезисы предстоящего информационного
сообщения, доклада
Компрессия речевой информации
Подготовка, исполнение и защита доклада
2
2.5
Резюме. Визитная карточка
Групповая характеристика (речевой
портрет класса, спортивной
команды и т.д.).
2
Итого по разделу
9
Раздел 3. Словесное выражение
3.1
Проблемная статья
2
3.2
Диалог с автором письменного текста: его
2
восприятие, понимание, интерпретация
3.3
Типология изученных этикетных жанров
Обещание. Клятва.Официальный тост
2
3.4
Дистантное общение и современная
техника. Деловое письмо и переговоры.
2
3.5
Тестовая работа
1
3.6
Итоговое занятие
1
Итого по разделу
10
Итоговые контрольные работы
1
Резервные уроки
-
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Риторика образа: понятие риторического тропа
1.1
Риторический троп
1
1.2
Метафора и метонимия
1
1.3
Ирония, парадокс, намёк
1
1.4
Риторическая фигура. Антитеза, градация
1
1.5
Повтор. Период
1
1.6
Фигуры диалогизации
1
1.7
Риторический анализ речи
1
1.8
Риторический эскиз речи
1
Итого по разделу
8
Раздел 2. Основы мастерства публичного выступления
2.1
Оратория. Нравственный долг оратора
1
2.2
Структура публичного выступления и его
эскиз
1
2.3
Эпидейктическая речь
2
2.4
Аргументирующая речь. Введение.
Заключение
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2.5
Основная часть аргументирующей речи
2
2.6
Информирующая речь
1
2.7
Управление вниманием аудитории и
подготовка к речи
1
2.8
Импровизированное выступление
1
2.9
Движение в речи: мимика, жест
1
Итого по разделу
11
Раздел 3. Основы мастерства беседы и спора
3.1
3.2
Беседа и её типы
Неофициальная беседа и её жанры
1
1
3.3
Основы деловой беседы
1
3.4
3.5
Мастерство комплимента и тоста
1
3.6
Спор: стратегии, тактики, поведение
1
3.7
3.8
Виды аргументов: общая классификация.
Рациональные аргументы.
Эмоциональные
(иррациональные) аргументы
Доказательство: структура и виды
1
1
3.9
Ошибки и уловки в аргументации:
операции с тезисом
1
3.10
Ошибки и уловки в аргументации:
нарушения в доводах и демонстрации
1
Итого по разделу
9
Раздел 4. Риторический идеал
4.1
4.2
История риторики и риторический идеал
Риторический идеал Древней Греции и
Древнего Рима
1
1
4.3
Красноречие в древней российской
истории. Красноречие в древнерусской
культуре
1
4.4
Русский риторический идеал сегодня.
1
4.5
4.6
Тестовая работа
Итоговое занятие
1
1
Итого по разделу
6
Итоговые контрольные работы
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
0