РП УК по истории 11 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени А.Н. Пахмутовой Дзержинского района Волгограда»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-гуманитарных
предметов
________________________
Е.Н.Коробкова
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Заместитель директора по УВР

Директор

________________________
Е.Г.Хаустова
01.09.2025 г.

________________________
Г.И. Попова
Приказ от 01.09.2025 г. №193

‌

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебного курса
«История региона с древнейших времен до наших дней»
(углубленный уровень)

Класс: 11
Учебный год: 2025/2026
Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ

г. Волгоград,‌2025

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «История региона с древнейших времен до
наших дней» для 11Б и 11В классов разработана на основе:
авторской программы Е.Н. Коробковой «История региона с древнейших времен до наших
дней» для 11 класса.
Изучению истории родного края в школьной программе уделяется недостаточно
времени. Недооценка, снижение ценности культурного наследия России, важности
патриотического воспитания недопустимы.
Краеведение, по образному выражению Д.С. Лихачёва, способствует формированию
«нравственной осёдлости населения», «чувства Родины». Познание своего жизненного
пространства помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с
окружающим миром, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих
проблем. Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствуют
дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал позволяет на
конкретных примерах раскрыть преемственность в комплексе научных, технических,
культурных традиций и определить место своего региона в отечественной мировой истории.
Цель курса: изучение истории региона как части отечественной истории
Задачи курса:
1. Формирование знаний об истории и современной жизни региона и
интеллектуальных умений по работе с историческими источниками
краеведческой направленности
2. Формирование гуманистической направленности личности учащихся,
приобщение к духовным ценностям региона, накопленным в его историческом
развитии.
3. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданина, ценностно –
ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Что изучает историческое краеведение. Исторический источник, группы исторических
источников. Географическое положение района
Регион в древности.
Первые обитатели Волгоградской земли. Первые письменные источники по истории
нашего края. Археологические раскопки на территории нашего края. Памятники среднего
палеолита на территории Волгограда. Палеолитическая стоянка Сухая Мечётка.
Волгоградская земля и эпоха верхнего палеолита, мезолита и неолита. Общая характеристика
верхнепалеотической, мезолитической и неолитической эпох. Орудия труда эпохи мезолита.
Обработка камня в неолите. Археологические памятники верхнего палеолита, мезолита и
неолита на территории Волгограда. Особенности развития Волгоградского края в энеолите и
бронзовом веке. Хронологические рамки энеолита (медно-каменный век). Памятники
энеолита на территории Волгограда. Достижения бронзового века. Культура бронзового века:
ямная, катакомбная, срубная. Поселения срубной культуры на территории Волгограда.
Ранний железный век и первые его обитатели на Волгоградской земле. Хронологические
рамки раннего железного века в Нижнем Поволжье. Исторические источники раннего
железного века, характеризующие население нашего края. Савроматы. Археологические
памятники савроматов на территории Волгограда и его округи. Волгоградская земля во время

господства сарматов. Происхождение сарматов. Аорсы. Аланы. Археологические памятники
сарматов на территории современного Волгограда и вблизи него.
Регион в период Средневековья.
Гунны. Хазарский каганат. Гунны. Вхождение Нижнего Поволжья в состав первых
состав первых государств. Хазарский каганат, его народы, религия. Археологические
памятники раннего средневековья на территории Волгограда. Печенеги, огузы, половцы.
Образование Золотой Орды. Кочевники Нижнего Поволжья до образования Золотой Орды.
Территория обитания, занятия. Кочевнические памятники на территории Волгограда.
Образование Золотой Орды. Основы государственности в Золотой Орде. Политический центр
Золотой Орды. Города Золотой Орды. Религия в Золотой Орде. Золотоордынские города и
поселения на территории Волгограда и в непосредственной близости от него. Ослабление
Золотой Орды и её упадок. Причины распада Золотой Орды.
Междуречье Волги и Дона в XVI – XVII вв.
Нижняя Волга и Дон в конце ХV-ХVI вв. Татарские ханства на Волге. Образование
казачества. Основание Царицына. Происхождение названия «Царицын». Отношения русского
государства и казачества в ХVI веке. События Смуты в нашем крае. Деятели Смутного
времени в нашем крае. Царицын и его окрестности в ХVII веке Царицынская крепость после
Смуты. Значение Царицынской крепости в ХVII веке. Установление крепостного права в
России и его влияние на события в нашем крае. Соседикочевники Царицына в ХVII веке.
Восстание Степана Разина. Царицын в конце ХVII века. Царицы н и его окрестности в XVII
— первой половине XIX века Царицын в первой половине XVII века.
Царицын и его окрестности в XVIII-первой половине XIX в.
Петр Великий и Царицын. Роль Царицына в народных движениях начала ХVIII века.
Администрация и система управления Нижним Поволжьем. Строительство Царицынской
укрепленной линии и её значение. Царицынская крепость и её обитатели. Территория
Царицына в ХVIII веке. Царицын во второй половине XVIII века. Государственные
учреждения в Царицыне в конце ХVIII века. Занятия жителей Царицына. Возникновение
Сарепты. Всероссийская известность Сарепты. Народные движения второй половины ХVIII
века в нашем крае. Е.И. Пугачёв в Царицыне. Царицын в первой половине XIX века. Царицын
— уездный город. Официальный герб Царицына. Эпидемии. Церковь и образование. Царицын
— торговый центр. Окрестности Царицына.
Царицын пореформенный.
Царицын — «русский Чикаго». Царицын — транспортный узел. Железнодорожное и
промышленное строительство. Изменение численного и социального состава жителей города.
Положение различных слоев населения Царицына и их занятия. Санитарное состояние и
благоустройство города. Облик дореволюционного Царицына: архитектура, набережная,
улицы, площади. Культурная жизнь и образование в Царицыне. Церкви Царицына.
Царицын в годы революции и Гражданской войны.
1917 год в Царицыне. Установление Советской власти. Гражданская война: причины,
основные события, итоги, оценка. Оборона Красного Царицына. «Чокпрод». И. Сталин, К.
Ворошилов, И. Тулак. «Белые» в Царицыне. Царицын в 1919 году. Политика «военного
коммунизма». Взятие Царицына белыми. Победа Красной армии. Царицын — Сталинград в
годы Последствия Гражданской войны (разруха, голод).
Царицын -Сталинград В 1920-1930-е гг.
НЭП. Индустриализация и коллективизация: сущность, осуществление, итоги и
оценка. Восстановление разрушенного хозяйства Сталинграда. Переименование города в
Сталинград. Сталинградский тракторный завод. СталГРЭС. Социалистическое соревнование.
Культурная и общественная жизнь сталинградцев. Разрушение церквей.
Сталинград в годы Великой Отечественной войны.

Сталинград в годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война (июнь
1941-июль 1942). Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ 227. Бои на улицах
города. Героизм советских солдат. Остров Людникова. Дом Павлова. Мамаев Курган.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операция «Уран» и разгром немецких
войск. Значение Сталинградской битвы.
Сталинград-Волгоград: пути социально-экономического развития.
Потери СССР в войне. Восстановление народного хозяйства страны. Восстановление
Сталинграда. А. М. Черкасова. Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Волжская
ГЭС. Развитие города в середине 1950-х начале 1960-х гг. Волгоград в «эпоху застоя» (конец
1960 годов-начало1980 годов). Развитие народного хозяйства страны. Пятилетки. Новые
промышленные предприятия Волгограда. Жилищное строительство. Культура и образование.
Волгоград в годы перестройки и реформ Культура, образование, наука. Волгоград в годы
перестройки и реформ. Промышленность. Облик современного города и перспективы
развития.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, проверочная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Планируемые результаты освоения курса «История региона с древнейших времен до наших
дней»:
1) Предметные
 Относительно целостное представление об истории страны и региона;
 Знание и способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
 Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий
и явлений прошлого и современности;
 Умения находить, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных региональных исторических и современных источников,
раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность
определять и аргументировать свое отношение к ней;








2) Метапредметные результаты:
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
Умение объяснять явления и процессы исторической и современной действительности
с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
3) Личностные результаты:
Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.

Дополнительная литература:
1. Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI 1917
г.). Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005.
2. Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына - Сталинграда. Волгоград:
Универсал, 1991.
3. Волгоград: хроника истории. 1589 - 1989. Волгоград. 1988.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».