Департамент по образованию администрации Волгограда
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени А.Н.Пахмутовой Дзержинского района Волгограда»
400117, Россия, Волгоград, ул. им. Кортоева, зд. 3
Тел. (8442)32-67-87; E-mail: School7@volgadmin.ru
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СШ №7
____________Г.И.Попова
Приказ № 241-од от 01.09.2025г.
Рабочая программа
воспитания
2025г.
2
1. Пояснительная записка
Программа воспитания разработана на основе Федеральной образовательной
программы начального общего образования и основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей
(законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
1.2. Целевой раздел программы воспитания
Содержание воспитания обучающихся в МОУ СШ № 7 определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в МОУ СШ № 7 планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель воспитания обучающихся в МОУ СШ № 7:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МОУ СШ № 7:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО, СОО, ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МОУ СШ № 7 планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности МОУ СШ № 7 по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС .
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру;
5
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
6
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
1.3. Содержательный раздел программы воспитания
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МОУ СШ №7.
Уклад МОУ СШ № 7 находится на стадии формирования, т.к. школа работает с
сентября 2024г. Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и
аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного
процесса. Уклад образовательной организации ориентирован на ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие
самобытный облик МОУ СШ №7 и её репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
Основные характеристики:
7
МОУ СШ № 7 Дзержинского района гор. Волгограда построена в 2024 году по
национальному проекту «Образование».
Цель МОУ СШ №7 в самосознании педагогического коллектива: воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу
Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа
России.
Основу воспитательной системы МОУ СШ №7 г. Волгограда составляют наиболее
значимые традиционные дела, события, мероприятия: линейка, посвященная Дню знаний и
Последнему звонку, концерт в честь Дня учителя, новогодние спектакли, праздничные
мероприятия, приуроченные к к 23 февраля и 8 марта, мероприятия ко Дню Победы и др.
Основные традиции воспитания, на которые ориентируется МОУ СШ №7 :
• в течение года реализовывать основные школьные дела, через которые
осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
• важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
должна является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
• большое внимание со стороны педагогического коллектива отводить созданию
ситуаций для проявления активной гражданской позиции обучающихся через
включение в деятельность проекта «Орлята России»;
• в школе создавать такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
• в проведении общешкольных дел поощрять конструктивное межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальную активность;
• педагогические работники школы должны ориентироваться на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
• важное место в воспитательной работе отводить педагогическому сопровождению
одарённых детей;
• ключевой фигурой воспитания в школе должен стать классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Планируемые традиции и ритуалы: в школе должна проводиться еженедельная
организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ; посвящение в
первоклассники, посвящение в пятиклассники, посвящение в кадеты, проведение Вахты
Памяти, участие в социально значимых акциях и проектах.
Школа имеет свою символику — эмблему, планируется разработка флага. Разработаны и
должны выполняться нормы этикета обучающихся (правила поведения в школе).
Важную роль в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной
деятельности будут играть социальные партнеры: Музей заповедник «Сталинградская
битва», Краеведческий музей г. Волгограда, Городской патриотический центр "Виктория",
клуб пожилых людей Дзержинского района «Форум», МУ СДЦ «Перекресток», МБУК
"Культурно-досуговый комплекс "21 век", Детская школа искусств имени М. А.
Балакирева.
Школа реализует инновационные воспитательные практики:
1.Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс совместной
8
работы ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной
целью, но с неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия является создание
условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
2.Медиаобразовательные практики: освоение смыслов и ценностей культуры,
опосредованных совокупностью освоения технологических средств и приемов
коммуникации, служащих для передачи информационного сообщения – «Школьные
медиа».
3.Социальные практики: деятельность волонтёрского отряда.
Дополнительные характеристики.
Школа расположена в Дзержинском районе города Волгограда с развитой
инфраструктурой: объекты культуры и спорта. Это позволит проводить культурные и
спортивные мероприятия, что послужит целевым ориентиром в воспитании обучающихся.
Планируется выстроить сетевое взаимодействие школы с учреждениями
дополнительного образования, учреждениями профессионального образования через
организацию тематических встреч, занятий, экскурсий, что повысит эффективность
организуемой в школе воспитательной работы.
В 1–11-х классах школы обучается 1606 обучающихся. Состав обучающихся школы
неоднороден и различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня
подготовки к обучению в школе;
– социальному статусу. Присутствие обучающихся, оставшихся без попечения родителей,
находящиеся под опекой. Наличие неполных, малообеспеченных семей.
– национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью жителей
микрорайона школы.
Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в
школе, являются педагоги:
• высококвалифицированный коллектив, способный мотивировать учащихся на
высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной
деятельностях;
• специалисты социально-психологической службы школы, обеспечивающие
психолого-педагогическую поддержку особым категориям обучающихся;
• педагоги дополнительного образования, организующие взаимодействие с
обучающимися во внеурочное время, оказывающие педагогическую поддержку в
самореализации и саморазвитии;
• советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими организациями,
грамотно координирующий работу с обучающимися различных школьных
объединений, собственным примером демонстрирующий активную гражданскую
позицию.
В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые
для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные
игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные
грамотно управлять развитием своего ребенка.
Направления профилактической работы:
1.
Составлен план взаимопосещения мероприятий классными руководителями с
последующим анализом и подведением итогов на МО классных руководителей.
2. Активное привлечение к воспитательной работе всех субъектов профилактики.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по модулям. В
модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках
определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает
9
воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями
воспитания.
Воспитательная работа МОУ СШ №7 представлена в рамках основных (инвариантных)
модулей: «Школьный урок», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство»,
«Ключевые общешкольные дела», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Школьные медиа»,
«Организация
предметно-эстетической
среды»,
«Экологическое
воспитание
обучающихся»,
«Волонтерство»,
«Гражданско-патриотическое
воспитание»,
«Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление»,
«Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». А также
в рамках дополнительного (вариативного) модуля «Детские общественные объединения».
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может
предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной
организации или запланированные):
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
10
Внеурочная деятельность деятельность обучающихся реализуется в различных формах
(кружки, спортивные секции, клубы, студии) и осуществляется через формирование
детско-взрослых объединений, осуществляется через вовлечение школьников в
интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения социально
значимых знаний, а также личностного развития.
В соответствии с Планом внеурочной внеурочной деятельности на 2025-2026
учебный год всеми обучающимся реализуются следующие обязательные курсы и
программы:
· «Разговоры о важном». Цель — развитие ценностного отношения обучающихся
отношения обучающихся к своей Родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе природе и великой культуре, формирование соответствующей
внутренней внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответ и ответственного поведения в обществе.
· «Росси«Россия – мои горизонты» («Билет в буду в будущее»). Цель —
актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
· «Семьеведение». Цель — формирование традиционных российских семейных
ценностей.
· «Дорожная азбука». Цель — профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма.
Вариативная часть внеурочной деятельности плана внеурочной разнообразна, отражает как
специфику программы воспитания, так и индивидуальные запросы и потребности
обучающихся, и реализуется через следующие программы и объединения:
· Программы общекультурной направленности: «Театральная студия «Вояж»»,
«Хор
«Мелодия»», «Школькольное ТВ «7 кадров»», « «Духовой оркестр»,
«Хореография» (в рамках кадетского компонента), «Фактура» (резьба по дереву), ,
«Волшебные нити» (рукоделие).
· Программы социальной и гражданско-патриотической направленности: «Орлята
России», «Совет старшеклассников», РДДМ «Движение первых», «Служжба медиации».
Спортивно-оздоровительная направленность: поддерживается через секции и Дни
здоровья.
В каждом классе реализуется модель плана внеурочной деятельности, учитывающая
образовательные запросы, социальный заказ.
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать (указываются
конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
11
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за
их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
другие), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
• общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: День
знаний, День учителя, День матери, День Победы, День защитника Отечества, Праздник
последнего звонка и др.
Данные мероприятия организованы в том числе с учётом
календаря памятных и знаменательных дат;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире: акции «Капля жизни», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Блокадный хлеб»,
«Георгиевская ленточка», «Сад памяти», «Окна Победы» и др.
• торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом
на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
12
статусов в образовательной организации, обществе: «Последний звонок», церемония
вручения аттестатов, «Посвящение в пятиклассники».
• церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, города
(еженедельные линейки с чествованием победителей и призёров конкурсов, олимпиад,
соревнований;
• социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных
партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и
другой направленности (Благотворительная ярмарка добра, патриотическая акция
«Сохраним имя Героя», проект «Я помню! Я горжусь!», «Здоровый город», «Чистый
берег», «Благоустройство школьного двора», «Ветеран живёт рядом», «Сад Памяти»,
«Георгиевская ленточка», «Сообщи, где торгуют смертью» и др.);
• разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
• вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
• наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
• общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами образовательной организации: муниципальные конкурсы, олимпиады,
фестивали и викторины;
• внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые
педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям: Предметные
недели, праздник «День науки», праздник «День города» и др.;
• экскурсии, походы выходного дня (в музеи, городские библиотеки, театры, кинотеатры,
цирк и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
• литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, организуемые
педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий,
биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей
науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
• выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта;
образовательные путешествия в в рамках курса «Культ-выход».
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
13
предусматривает совместную деятельность администрации, педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
• оформление внешнего вида здания, фасада, холлов школы государственной символикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб);
• организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага
Российской Федерации;
• размещение карт России, регионов, муниципального образования (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися)
с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
• подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
• организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
• разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест
гражданского почитания» в помещении школы и на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц;
• оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях, содержащих в
доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных
событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
• разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг,
логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как повседневно, так и в
торжественные моменты;
• поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
образовательной организации;
• разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
• создание и поддержание в библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые
обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги,
брать для чтения другие;
• деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
• разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
• разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
14
Модуль «Волонтерство»
Реализация
воспитательного
потенциала
волонтерской
деятельности
предусматривает:
· акции помощи бездомным животным;
· патриотические акции в помощьветеранам и пожилым людямеранам и пожилым
людям («Окна Победы», «Цветы ветерану», «Ветеран живёт рядом»);
· экологические акции («Сохрани дерево», «Помоги птицам», «Бумаге – вторую
жизнь»);
· организацию благотворительных мероприятий.
Модуль«Гражданско-папатриотическое воспитание»
Реализация воспитательного потенциала гражданско- патриотического воспитания
предусматривает:
· проведение тематических классных часов, проведение тематических классных
часов, Уроков мужества,бесед;
· участие в патриотических акциях и проектах;
· встречи с ветеранами , представителями военных профессий ;
· экскурсии по местам боевой славы;
· проведение военно военно-спортивных игр и эстафет;
· изучение государственной символики и и истории России.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
• создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского
сообщества (общешкольный родительский совет, родительский комитет класса),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Управляющем Совете школы;
• проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, а также получать консультации психологов, врачей, социальных работников,
обмениваться опытом;
• организацию интернет-сообщества, группы с участием педагогов с целью обсуждения
интересующих родителей вопросы, согласование совместной деятельности;
•
организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках,
собраниях на актуальные темы воспитания и образования детей;
• участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
• привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных
и общешкольных мероприятий;
• участие родителей в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ),
комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся;
• целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление».
15
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в начальной
школе МОУ СШ №7 предусматривает:
• участие в реализации проектов Совета старшеклассников;
• реализацию и развитие деятельности проекта «Орлята России».
Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
• организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности (Всероссийские недели и акции
безопасности; Декада безопасности дорожного движения; социально-психологическое
тестирование; школьная служба медиации и т.д.);
• проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и проведение
коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.): Мониторинг
деструктивных проявлений обучающихся, а также мониторинг страниц обучающихся в
социальных сетях с целью выявления несовершеннолетних, вовлечённых в активные
деструктивные сообщества;
• разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
• вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные
детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне и др.);
• организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
• профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
• предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
• профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
• участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами
о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы (государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
16
• участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
• проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
• проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских)
с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем,
касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона,
страны;
• реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Планируется социальное партнёрство МОУ СШ №7 с учреждениями г.Волгограда:
Музей заповедник «Сталинградская битва», Краеведческий музей г. Волгограда,
Городской патриотический центр "Виктория", клуб пожилых людей Дзержинского района
«Форум», МУ СДЦ «Перекресток», МБУК "Культурно-досуговый комплекс "21 век",
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева.
Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
• проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
• профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
• совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования.
Модуль «Детские общественные объединения».
Детские общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в
уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от
19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении должно осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на
помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым
людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений,
помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в
17
работе на прилегающей к гимназии территории (работа в пришкольном саду, уход за
деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др..
Программа клуба «Большая перемена» общеинтеллектуальной направленности.
Освоение программы должно способствовать формированию у обучающихся основ
культуры проектной и исследовательской деятельности, навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования предметного или
межпредметного учебного и социального проектов.
В перспективе «Орлята России»— это программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов. Она способствует приобщению детей к традиционным
ценностям российского общества, развитию социальной активности каждого ребёнка и
умений командного взаимодействия.
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта
«Образование».
Участники проекта— ученики младших классов — пробуют себя в роли
волонтёров, занимаются экологией, спортом, развивают свои лидерские качества.
Каждый трек программы «Орлята России» включает в себя серию внеурочных
тематических встреч учителя (классного руководителя) со своим классом, на которых
проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и иные развивающие
занятия.
1.4. Организационный раздел программы воспитания
Воспитательный процесс в МОУ СШ №7 обеспечивают специалисты:
18
Должность
Директор
Кол-во
1
Заместитель
директора по УВР
4
Заместитель
директора по ВР
1
Педагогорганизатор
1
Социальный
педагог
1
Функционал
Осуществляет контроль развития системы организации
воспитания обучающихся.
Осуществляет контроль реализации воспитательного
потенциала урочной и внеурочной деятельности,
организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими
учащимися и их родителями (законными
представителями), учителями-предметниками. Организует
методическое сопровождение и контроль учителейпредметников по организации индивидуальной работы с
неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися,
одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей
«группы риска».
Организует воспитательную работу в образовательной
организации: анализ, принятие управленческих решений
по результатам анализа, планирование, реализация плана,
контроль реализации плана.
Руководит социально-психологической службой, является
куратором Школьной службой медиации.
Контролирует организацию питания в образовательной
организации.
Курирует деятельность Школьного парламента,
волонтёрского объединения, Родительского и
Управляющего советов.
Курирует деятельность объединений дополнительного
образования, Школьного спортивного клуба.
Курирует деятельность педагогов-организаторов,
педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов
дополнительного образования, классных руководителей.
Обеспечивает работу «Навигатора дополнительного
образования» в части школьных программ.
Осуществляет анализ и организует участие в
планировании деятельности различных детских
общественных объединений, направленных на укрепление
гражданской идентичности, профилактику
правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечение
детей и молодёжи в общественно полезную деятельность;
организует деятельность по созданию социальных
инициатив, а также социальных проектов учащихся
школы.
Организует работу с обучающимися, родителями
(законными представителями), классными
руководителями, учителями-предметниками по
профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках
своей компетентности коррекционно-развивающую работу
с учащимися «группы риска» и их родителями (законными
представителями).
Является куратором случая: организует разработку
19
Педагог-психолог
Педагогдополнительного
образования
Классный
руководитель
Учительпредметник
1
КИПРов (при наличии обучающихся категории СОП),
обеспечивает их реализацию, подготовку отчетов о
выполнении.
Организует психологическое сопровождение
воспитательного процесса: проводит коррекционные
занятия с учащимися, состоящими на различных видах
учёта; консультации родителей (законных
представителей) по корректировке детско-родительских
отношений, обучающихся по вопросам личностного
развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на
профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию
др.
Разрабатывает и обеспечивает реализацию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Организует воспитательную работу с обучающимися и
родителями на уровне классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.
Нормативно-методическое обеспечение.
Управление качеством воспитательной деятельности в МОУ СШ №7 обеспечивают
следующие локальные нормативно-правовые акты:
• Рабочая программа воспитания.
Календарные планы воспитательной работы по уровням НОО, ООО, СОО.
Планы ВР классных руководителей.
Положение о классном руководстве.
Положение о дежурстве.
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
Положение
о
Совете
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних.
Положение о Совете школы.
Положение о школьной форме.
Положение о ПМПК.
Положение о социально-психологической службе.
Положение о школьной службе медиации.
Положение об ученическом самоуправлении.
Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями.
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт
развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями),
педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются
на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
20
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами учебной работы, отдыха, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
• на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных
форм работы воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
• личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми будет руководствоваться МОУ СШ №7
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о награждениях.
Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную
и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия
между обучающимися, получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
21
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МОУ СШ№7.
1.Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса
регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта должно
включать:
• артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.;
• артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д.
Перспективные формы поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции обучающихся МОУ СШ №7:
• объявление благодарности;
• награждение грамотой;
• вручение сертификатов и дипломов;
• награждение ценным подарком.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МОУ
СШ №7 должно осуществляться посредством направления благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о
результатах награждения размещается на сайте школы и ее странице в социальных сетях.
Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в
том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны
соответствовать укладу МОУ СШ №7, цели, задачам, традициям воспитания, согласовано
с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия
на взаимоотношения в отношении школы.
Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса будет осуществляться в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
начального общего образования, установленными ФГОС СОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации планируется ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса должно включаться в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы планируемого самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
22
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Основные направления планируемого анализа воспитательного процесса
(предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей
уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и
другого).
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого должен осуществляться данный анализ, будет
являться динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ должен проводиться классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом
с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание педагогических работников будет сосредоточиваться на вопросах:
проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось
решить за прошедший учебный год;
проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной
деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно
насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Анализ должен проводиться заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при
наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты будут обсуждаться на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание должно сосредотачиваться на вопросах, связанных с качеством
(выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):
реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности обучающихся;
деятельность классных руководителей;
проведение общешкольных основных дел, мероприятий;
проведение внешкольных мероприятий;
создание и поддержка предметно-пространственной среды;
взаимодействие с родительским сообществом;
деятельность ученического самоуправления;
деятельность по профилактике и безопасности;
реализация потенциала социального партнёрства;
деятельность по профориентации обучающихся;
вопросы по дополнительным модулям.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
23
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной
организации.
2. План внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных
программ
(личностных,
метапредметных
и
предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность обучающихся 5-9 классов МОУ СШ №7 обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, а также осуществляется в соответствии с
рабочей программой воспитания, реализуемой в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной образовательной
программы образовательной организации и организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
–
Конвенция ООН о правах ребенка;
–
Конституция Российской Федерации;
–
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
–
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 г. № 287;
–
Федеральная образовательная программа основного общего образования
(утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022
№ 993);
–
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 (с изменениями);
–
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
–
Концепция
гражданина России;
духовно-нравственного
воспитания
и
развития
личности
24
–
–
СШ №7».
Устав МОУ СШ №7;
Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития,
индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной
деятельности формируется с учетом предоставления права участникам образовательных
отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с преобладанием
учебно-познавательной деятельности, наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной
деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных,
метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм,
используемых преимущественно на урочных занятиях.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
•
Обеспечение доступности получения качественного образования, достижение
планируемых результатов освоения ООП всеми учащимися.
•
Установление требований к воспитанию и социализации учащихся, созданию
необходимых условий для ее самореализации.
•
Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений.
•
Выявление и развитие способностей учащихся, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность.
•
Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
•
Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
учащихся, обеспечение их безопасности.
План представляет собой описание целостной системы функционирования
образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя, в
соответствии с ФГОС и ООП в 2025-2026 уч.г., следующие направления:
•
Внеурочная деятельность по учебным предметам (учебные курсы, модули по
выбору) – от 2 до 4 часов в неделю.
•
Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности – от 1 до
25
2 часов в неделю.
•
Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, самореализации
– от 1 до 2 часов в неделю.
•
Внеурочная деятельность по реализации комплекса воспитательных мероприятий –
от 2 до 4 часов в неделю.
•
Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ – от
2 до 4 часов в неделю.
•
Внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной
деятельности – от 2 до 3 часов в неделю.
•
Внеурочная деятельность, направленная
обучающихся – 1 час в неделю.
на
обеспечение
благополучия
Общий объем внеурочной деятельности на одного обучающегося не должен превышать 10
часов в неделю.
Общее количество часов за 5 лет обучения на уровне ООО составляет не более 1750 часов.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 40 минут. Минимальное
количество обучающихся в группе – 8 человек.
Формы организации внеурочной деятельности: практикумы, клубы по интересам,
экскурсии, предметные кружки, научные сообщества, студии, образовательные
путешествия, исследования, проекты, круглые столы, конференции, презентации,
выставки, соревнования, конкурсы, олимпиады, общественно-полезные практики, деловые
игры, тренинги и пр.
Реализация рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках
финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое
обеспечение выполнения муниципального задания.
Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники МОУ СШ №7:
учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи и иные специалисты соответствующей
квалификации.
Инвариантная часть
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» - 1 час в неделю (во всех классах).
Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты» («Билет в будущее») - 1 час в неделю (в 6-9
классах).
Внеурочные занятия «Семьеведение» - 1 час в неделю (реализация начинается в 5-х
классах в 2025/26 уч.г. по программе 34 ч., рассчитанной на 5-7 классы).
26
Внеурочная деятельность «Дорожная азбука» (профилактика ДДТТ) - 1 час в месяц (во
всех классах).
Вариативная часть
Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей:
•
Театральная студия «Вояж» (5-9 кл., 2 раза в неделю по 1 часу, итого 2 ч/нед.).
•
Школьное ТВ «7 кадров» (5-9 кл., 3 раза в неделю по 1 часу, итого 3 ч/нед.).
•
Хор «Мелодия» (5-8 кл., 2 раза в неделю по 1 часу, итого 2 ч/нед.).
•
«Хореография» в 5 классе в рамках кадетского компонента (2 часа в неделю).
•
«Духовой оркестр» (4-11 класс 3,3 часа в неделю)
•
«Строевая подготовка» в рамках кадетского компонента (5, 10 кл.).
• Кружок резьбы по дереву «Фактура” (3 раза в неделю по 1,2 часа).
• Кружок рукоделия «Волшебные нити» (3 раза в неделю по 1,2 часа).
Внеурочная деятельность по реализации комплекса воспитательных мероприятий:
мероприятия по плану воспитательной работы, курс «Культ-выход» (образовательные
путешествия).
Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ: Совет
старшеклассников, РДДМ «Движение первых», «Орлята России».
Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся:
«Служба медиации».
Внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной
деятельности: еженедельные организационные линейки, работа с родителями.
2.1. Календарный план воспитательной работы (Приложение 1)