СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» ............................................................................................................................. 8
Личностные результаты ............................................................................................................ 8
Метапредметные результаты .................................................................................................. 10
Предметные результаты .......................................................................................................... 13
Содержание курса внеурочной деятельности «Семьеведение» ................................................. 15
Тематическое планирование ....................................................................................................... 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для
5–9 классов составлена на основе положений и требований:
− Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
− федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
− Конституция Российской Федерации;
− Указ Президента Российской
«Об
утверждении
Основ
Федерации
государственной
от 09.11.2022 г. № 809
политики
по
сохранениюи
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность
курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение» в
современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ
обучения
и
воспитания,
способствующих
формированию у представителей
молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным
ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство
российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской
Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются
рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного
опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством
образования.
Образование
становится
средством,
3
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно
призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного
воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и
нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего,
тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании
молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов
деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности
крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего
образования в Российской Федерации.
Создание программы
продиктовано
курса «Семьеведение»
важностью
для
обучающихся
целенаправленной
5–9
классов
просветительской и
воспитательной деятельности, которая предполагает:
− осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;
− приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
− формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим
поколениям;
− приобретение
обучающимися
опыта
выстраивания
моделей
поведения
и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе
традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся
с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения
проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе
придается
современным
научно-
4
педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
− освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые
пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую
жизненную траекторию;
− рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуальногожизненного опыта;
− развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и
моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей
в
традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых
установок: брачности, многодетности,целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
− четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся
связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
− понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для
самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности
поколений;
− ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к
российским
традиционным
духовно-нравственным
ценностям,
5
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и
воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
− ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
− формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;
− осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие
их для построения собственной семьи в будущем;
− содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;
− обеспечение
осознания
обучающимися
своей
гражданской
и
социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
− содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи,
снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
− ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
− обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере
семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся
в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным
и
методическим
ориентиром для
составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды
деятельности
обучающихся
должны
быть
конкретизированы с
учетом
возрастных
особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности
связано
с
возможностью
выбора
педагогом
6
различных
вариантов
учебно-методического
обеспечения
курса,
а
также с
существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Освоение
программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное
время в следующих вариантах:
− для младших подростков (5–7 классы);
− для старших подростков (8–9 классы).
В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать
только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание программы курса внеурочной
деятельности не ведет к нарушению его содержательного единства и ориентирует педагогов
на необходимость учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как предметом
дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов
выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы
программы
позволяют
организовать
на
их
основе
практическую
и
поисково-
исследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при
реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в краткой
обобщенной
форме
представлены
все
основные
аспекты
семейной
проблематики
(исторические, социокультурные, правовые, экономические,психологические, нравственные),
позволяющие
обучающимся
ознакомиться
с
основами
семьеведения.
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на
обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
− понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
− обретение
положительного
образа
семьи,
родительства
(отцовства и
материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
− готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
− понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
− осознание
российской
идентичности
в
поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
семейных отношениях, готовность оценивать
в
свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также
правовых
норм;
8
− способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
− восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
5) физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального благополучия:
− осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
− соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде;
6) трудовое воспитание:
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
− овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с
учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и
природной среды:
− освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
− умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить
позитивное
в
произошедшей
ситуации.
9
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
− выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
социальных
явлений и процессов;
− выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решенияпоставленной
задачи;
− делать
выводы
с
использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению
особенностей
объекта
изучения,
причинно-
следственных
связей
и
зависимостей объектов между собой;
− оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
− прогнозировать возможное
дальнейшее
развитие процессов,
событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
− эффективно
запоминать
и
систематизировать
информацию.
10
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
− выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
− знать
и
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
− понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
− в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и
высказывать
идеи,
нацеленные
на
решение
задачи
и
поддержание
благожелательности общения;
− сопоставлять
свои
суждения
с
суждениями
других
участников
диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
− публично представлять результаты выполненного исследования,проекта;
− самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
− выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
− ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
− составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения);
− делать выбор и брать ответственность за решение.
11
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
− учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
− оценивать соответствие результата цели и условиям;
− ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
− регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
− уметь обобщать мнения нескольких людей;
− планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые
штурмы»
и
иные);
12
− выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
− оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
− сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
достижение
результатов,
разделять
сферу
в
ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
− освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи,
важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее
роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих
семейные отношения,включая правовые нормы;
− осознание
значимости
крепкой
семьи,
брака
как
ценности в
современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную
российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в
истории народов России;
− формирование
понимания
роли
семьи
в
освоении
норм
морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
− умение
использованием
характеризовать
источников
разных
особенности
типов
(текстами,
семейных
иллюстрациями,
отношений с
аудио-
и
видеоматериалами);
− умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания
традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для
написания ее родословной;
− умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования
дома,
создания
финансового
плана
семьи
и
др.;
13
− умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
− умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе
со старшими членами семьи;
− умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
− умение решать
в
рамках
изученного
материала
познавательные и
практические задачи;
− овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
− умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
− умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая
вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании
семейного
бюджета.
14
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени:
мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей
мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и бракв современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и
психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности
ребенка,
его
духовно-нравственного
интеллектуального
становления,
роста,
профессионального и социального самоопределения.
Семья
саморазвития
как
и
среда,
ориентированная
личностной
на
самореализации
создание
детей
и
уникальных
родителей.
условий для
Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная)
семья как исторический феномен.
1 В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать
только в 8–9 классах.
15
Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательнойроли в
современном обществе.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях
рода (семьи). Способы
передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы,
фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории
семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения
в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие:
семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное
чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций.
Известные многодетныесемьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье.
Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка
как базовые ценности взаимоотношений супругов между
и
детей.
Образ
собой,
а
также
родителей
семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала
XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в
зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительноевзаимодействие
родителей
и
детей.
16
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общениес братьями и
сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино,
литература).
Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и
сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с
бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим.
Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими
поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие
родственных
отношений.
Важность
поддержания
добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных
традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего
«дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и
способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и
сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные
экономическая
составляющие
функция
домашнего
(семейного)
семьи.
хозяйства.
Типичные
Хозяйственнопроблемы
17
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и
минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями
или родственниками.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и
финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых
вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные
статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых
организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального
расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля
оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства
дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и
детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных
регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детскородительских
отношений.
Важность
18
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье и
эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной
семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг
друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения
уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость
эгоистического,
высокомерного,
равнодушногои неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной
семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры
общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и
отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной
жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути
выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность
правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с
детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком
варианта решения жизненнойпроблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный
Разнообразие
форм
совместных
семейных
дел
фактор
сплочения семьи.
(уборка
и
ремонт
19
квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или)
негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных
прогулок,
туристических
походов
и
путешествий в сплочении
семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного мероприятия.
Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий
(на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ
жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая
активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд,
полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними
проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры
здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ
жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической
активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие
мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей.
Примеры участия членов семьи
в оздоровительных мероприятиях
региона
«Здоровье
(ГТО,
для
и
акциях России и
всей
семьи»).
20
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность
социальных
служб
(организаций)
по
поддержке
семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая.
Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные
права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое
имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным
имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения
детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
пользование
и
распоряжение
имуществом,
владение,
финансовую и предпринимательскую
деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по
правам
ребенка.
21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
Количество
п/п
разделов и тем курса
часов
Программное содержание
Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся
внеурочной
деятельности
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1
Как и для чего
создается семья?
1
Семья в различные исторические эпохи –
Беседа на основе презентации
от древности до современности:
«Семья в различные исторические
мотивы создания семьи и вступления в
эпохи».
брак.
Анализ репродукций картин известных
Семья и духовно-нравственные ценности.
художников, посвященных семье в
Выбор спутника жизни. Особенности
разные исторические эпохи.
брачно-семейных отношений. Изменение
Создание плаката «Современная семья».
ролей мужчины, женщины и детей в
Дискуссия на тему «Выбор спутника
семье.
жизни»
Семья и брак в современном обществе
22
1.2
Семья как
Крепкая семья, основанная на любви,
Беседа и создание схемы «Значение
ценность для
как основа для формирования у ребенка
семьи в жизни человека».
ребенка
чувства безопасности и ощущения
Анализ предложенных ситуаций,
счастья.
показывающих влияние семьи на жизнь
Важность для ребенка
подростка
1
материальной и психологической
поддержки
со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его
23
духовно-нравственного становления,
интеллектуального роста,
профессионального и социального
1
самоопределения
Семья как среда,
Сопоставление иллюстраций, отражающих
ориентированная на создание
психологические отношения родителей
уникальных условий для
и подростка (взаимное доверие/недоверие;
саморазвития и личностной
рациональная оценка/недооценка;
самореализации детей и родителей.
поддержка и сочувствие/равнодушие;
Эмоциональное взаимопонимание между
адекватные требования/неадекватные
родителями и детьми, сочувствие и
требования) для создания правил
принятие ребенка в семье
выстраивания отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»
24
1.3
Семья и ее
Семья как первичная ячейка общества,
Беседа «Семья и ее основные функции».
роль в
ее важность в самосохранении и развитии
Анализ примеров семей по страницам
обществе
общества. Семья и ее основные функции.
художественной литературы,
Репродуктивная функция семьи и ее
кинематографа
1
значение в решении демографических
проблем современной России. Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический
25
феномен. Социализирующая функция семьи
и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе
Итого по разделу
4
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1
История семьи
1
Родословная моей семьи. Семейное
Составление родословных
(родовое) генеалогическое древо и
на основе предложенных учителем
правила
и/или обучающимися макетов
его реконструкции (описания)
1
Важность сохранения исторической
Беседа на основе презентации «Способы
памяти о поколениях рода (семьи).
сохранения исторической памяти о
Способы передачи информации о связи
семье». Составление схемы «Как в моей
поколений
семье сохраняется память о
и родственных отношениях: семейные
поколениях».
архивы, фотоальбомы, мемуары.
Знакомство с электронными ресурсами,
Примерная модель поиска и обработки
позволяющими искать и обрабатывать
информации по истории семьи (рода)
информацию об истории своей семьи,
и разработка алгоритма действий
26
1
Предания и традиции моей семьи.
Проектная деятельность
Ценности семьи, передающиеся из
«Преданияи традиции моей
поколения
семьи».
в поколение. Семейная память и семейная
Практикум «Семейные традиции»
гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные
27
путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные
примеры
для
подражания и сохранения семейных
традиций.
2.2
Родители
1
Известные многодетные семьи
Особая роль и ответственность
Обсуждение отрывков из художественной
родителей в современной семье. Роль
литературы, кинофильмов,
мужчины
мультипликационных фильмов
в семье. Отцовство. Роль женщины в
о гармоничных отношениях в семье.
семье. Материнство. Любовь, взаимное
Создание облака слов на тему
принятие и поддержка как базовые
«Ценности семьи»
ценности взаимоотношений супругов
между собой,
а также родителей и детей. Образ
семьи в художественных произведениях
второй половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.)
28
1
Особенности выстраивания
Анализ
кейсов
на
тему
взаимоотношений между
воспитания».
родителями и детьми в зависимости
предложение»: «Если бы я оказался на
от их возраста и изменений в
месте своих родителей, то...»
Игра
«Стили
«Продолжи
социальном статусе.
Уважительное взаимодействие родителей
2.3
Братья и сестры
1
и детей
Конструктивное взаимодействие детей
Обсуждение темы «Взаимоотношения
с братьями, сестрами. Общение с братьями
с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо
29
и сестрами в семье – необходимый опыт
ли быть единственным ребенком в семье»,
для создания в будущем собственной
«Нас в семье двое/трое», «У меня
семьи.
много братьев и сестер».
Отношения братьев и сестер
Составление правил конструктивного
в художественных произведениях
взаимодействия с братьями и сестрами.
(мультипликация, кино, литература).
Обсуждение кейсов о конструктивном
Проблема психологического неприятия
взаимодействии детей с братьями и
и конкуренции между разновозрастными
сестрами
и сводными детьми в семье и пути
ее преодоления
30
2.4
Чем ценны
1
Бабушки и дедушки в семье.
Анализ иллюстраций на тему
отношения внуков с
Доверительное, эмоционально теплое
«Межпоколенное общение».
бабушками
общение внуков
Анализ ситуаций, отражающих
и дедушками?
с бабушками и дедушками. Уважительное
конструктивное взаимодействие внуков
отношение к старшим членам семьи.
Чувство благодарности старшим. Почитание
старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому. Межпоколенное
с бабушками и дедушками, для выработки
бесконфликтной стратегии поведения.
Практикум «Уважение к старшим и
помощь в семье»
общение как способ передачи и усвоения
накопленного старшими поколениями
жизненного опыта и духовно-нравственных
ценностей. Черты семейного поведения,
присущие бабушкам и дедушкам,
и бесконфликтные стратегии их восприятия.
31
Доверительное общение внуков
2.5
с бабушками и дедушками
Многообразие родственных отношений.
Игра «Самое главное качество моего
и дальние
Важность поддержания добрых
родственника» на основе родословной.
родственники
и уважительных родственных отношений
Продолжение разработки коллективной
для сохранения межпоколенных связей
электронной энциклопедии «Семья –
и семейных традиций
наша
Мои близкие
1
ценность»
Итого по разделу
8
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1
Что мы называем
своим «домом»?
1
Место проживания семьи и важность его
Составление облака слов «Дом» на
восприятия для супругов и детей как
основе ассоциаций.
своего
Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»
«дома». Дом – это место
или «Дом моей мечты»
защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты.
Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской
местности
32
3.2
Ведение
1
Основные составляющие домашнего
Беседа на основе презентации
домашнего
(семейного) хозяйства.
«Семейное хозяйство в разные
хозяйства
Хозяйственно- экономическая
исторические периоды развития
функция семьи.
России».
Типичные проблемы обустройства
Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства у семей с
домашнего хозяйства
детьми
и способы их решения. Плюсы и минусы
33
совместного проживания молодой семьи
с детьми вместе со своими родителями
или родственниками
3.3
Семейный бюджет
1
Важность планирования и учета семейных
Анализ схемы «Семейный бюджет».
доходов и расходов. Семейный бюджет
Решение практических задач, направленных
и финансовая «подушка безопасности».
на планирование и учет семейных
Равноправие мужа и жены в решении
доходов и расходов
финансовых вопросов, открытость семейных
финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного
бюджета. Возможности использования
семьями услуг финансовых организаций –
вклады, кредиты, инвестиции
1
Способы экономии семейного бюджета
Решение практических задач, направленных
и статьи, на которых не следует
на выявление рациональных способов
экономить. Карманные деньги детей.
расходования карманных денег
Основные приоритеты детских расходов
и способы рационального расходования
детьми денежных средств. Детские
накопления
34
и цели их использования
3.4
Семейный быт
1
Красота, комфорт и уют в доме.
Важность совместных усилий родителей
и детей
Игра «Красота и комфорт в доме» на основе
предложенных карточек (иллюстрации,
предметы интерьера).
в решении проблем определения
35
оптимального бюджета, выбора стиля
Составление облака слов по теме
оформления, материалов, технических
«Уют в доме»
решений и другого для обустройства
дома.
Проект обустройства дома – от идеи
до воплощения
1
Важность достижения договоренностей
Обсуждение презентации «Традиции
в распределении ролей между
обустройства дома (семейного
родителями и детьми для поддержания
хозяйства) в разных регионах России».
чистоты
Проектная деятельность по теме «Мой
и порядка в доме. Традиции обустройства
вклад в чистоту и порядок в доме».
дома в разных регионах России
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья –
наша
ценность»
Итого по разделу
6
Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
36
4.1
Как создать
1
Здоровая семейная атмосфера как залог
Обсуждение пословиц, отрывков
благоприятную
устойчивости внутрисемейных отношений.
из художественных
семейную атмосферу?
Доминирующие положительные эмоции,
произведений,
тон общения, настроение, взаимное
видеосюжетов о семейной
доверие и открытость, взаимопомощь и
атмосфере. Обсуждение модели
поддержка
благоприятной психологической
как важные составляющие супружеских
атмосферы в семье. Проектная
и детско-родительских отношений. Важность деятельность в рамках
темы «Многодетность как важный
37
благоприятного семейного психологического компонент благоприятной семейной
климата для развития ребенка в семье
атмосферы»
и эмоционального состояния супругов.
Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы
4.2
На чем
1
Нравственные основы
Беседа по теме «Нравственные
держится
взаимоотношений в семье: любовь,
основы взаимоотношений в семье».
семья?
верность, взаимная поддержка,
Анализ учебных кейсов о конструктивном
честность. Мужественность и
взаимодействии членов семьи.
женственность. Умение слушать
Беседа о мужественности и
и слышать друг друга, допущение
женственности
разных взглядов членов семьи на одну и
ту же бытовую ситуацию, умения
уступать
и прощать недостатки друг другу,
навыки оказания друг другу знаков
внимания как факторы, укрепляющие
семью.
Недопустимость эгоистического,
38
высокомерного, равнодушного
и неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействие членов семьи
4.3
Как избегать
конфликтов в семье?
1
Общение супругов друг с другом, а также
Обсуждение темы общения в семье
родителей с детьми, старших детей
на основе презентации.
39
с младшими по поводу возникающих
Заполнение таблицы «Мое
разногласий как важнейшее правило
поведение в семье»
гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом
семьи своего поведения и манеры
общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
и отношения к родственникам
1
Умения прощать и просить прощения как
Решение учебных кейсов, направленных
важные составляющие счастливой семейной
на поиск компромисса при зарождении
жизни. Компромиссы в отношениях между
конфликта в семье
супругами, между родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта
40
1
Рост самостоятельности ребенка как
Анализ кейсов, показывающих
норма для взрослеющей личности и
конструктивную поддержку со стороны
важность правильного отношения
родителей в ситуации поиска
родителей к этой тенденции. Умение
подростком
родителей договариваться с детьми как
«правильного» варианта решения
основа гармоничных взаимоотношений.
жизненной проблемы.
Важность уважения родителями выбора
Обсуждение полученных результатов
ребенка. Конструктивная поддержка
со стороны родителей в ситуации поиска
41
ребенком варианта решения жизненной
4.4
проблемы
Совместная досуговая деятельность как
Составление перечня совместных семейных
семье
важный фактор сплочения семьи.
дел на основе личного опыта и анализа
объединиться?
Разнообразие форм совместных
информации, предложенной учителем
семейных дел (уборка и ремонт
(в виде иллюстраций, видеосюжетов)
Что помогает
1
квартиры/дома; работа на приусадебном
участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на
1
детей
Важность семейных праздников
Конкурс проектов «Моя любимая семейная
для эмоционально-психологического
игра».
сближения взрослых и детей. Игры как
Обсуждение результатов проектов.
важный элемент семейного досуга.
Составление алгоритма проектирования
Распространенные виды семейных игр,
семейного праздника
их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,
42
спортивные достижения детей и др.)
1
Роль семейных прогулок, туристических
Обсуждение интересных маршрутов
походов и путешествий в сплочении
для семьи на основе интерактивной
семьи
и личностном развитии ее членов.
карты. Проект «Семейное
путешествие/турпоход»
43
Проектирование семейного
выездного мероприятия. Определение
наиболее интересных маршрутов для
семейных турпоходов и путешествий
(на примере
4.5
Здоровый образ
жизни в семье
1
своего региона)
Здоровье членов семьи и его
Обсуждение важности здорового образа
роль в полноценной семейной
жизни на основе презентации учителя
жизни.
и личного социального
Здоровый образ жизни и его ключевые
опыта. Составление
составляющие: здоровое питание,
домашнего меню
здоровый сон, гигиена, физическая
активность.
Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы
физического и психического здоровья.
44
Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания
1
Режим здорового сна для взрослых
Обсуждение возможностей участия членов
и детей. Личная гигиена и ее
семьи в оздоровительных мероприятиях
влияние на образ жизни семьи.
Способы
на территории России на основе презентации.
45
преодоления вредных привычек в семье.
Обмен мнениями по теме «Здоровье в
Важность физической активности
моей семье».
для здоровья человека и способы
Продолжение разработки коллективной
ее поддержания в семье.
электронной энциклопедии «Семья –
Здоровьесберегающие мероприятия
наша ценность»
(зарядка, прогулки, подвижные
игры и т. п.) и технологии (фитнесбраслеты, интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия
членов семьи в оздоровительных
мероприятиях
и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу
10
Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1
Вступление в брак
1
Порядок регистрации брака в
Работа с фрагментами Конституции
Российской Федерации. Брачный
Российской Федерации и Семейного
возраст. Порядок
кодекса Российской Федерации.
и условия заключения брака в современной
Обсуждение важности вступления в брак
46
России. Брачный договор
5.2
Поддержка
1
Меры социальной поддержки семей
Обсуждение понятий «социальная
государством
с детьми. Социальные гарантии для семей.
поддержка», «социальные гарантии»,
семей с детьми
Материнский капитал и ипотека
«финансовые организации»,
47
1
для молодых семей. Меры
«материнский капитал».
государственной поддержки многодетных
Решение практических задач для понимания
семей в Российской Федерации. Звание
возможностей использования семьями услуг
«Мать-героиня»
финансовых организаций
Деятельность социальных служб
Обсуждение деятельности социальных
(организаций) по поддержке семьи:
служб по поддержке семьи на основе
консультационная, материальная,
презентации.
юридическая, медицинская, психолого-
Знакомство школьников с электронными
педагогическая. Семейные психологи
ресурсами социальных служб
и специалисты в сфере образования
по работе с семьей
5.3
Права и
Личные права и обязанности
Работа с фрагментами правовых
обязанности
супругов, равенство супругов в
источников. Игра «Права и обязанности
родителей и детей
семье.
родителей»
1
Имущественные права и обязанности
супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи,
наследство и наследники, дарение и другие
сделки с семейным имуществом.
48
Права и обязанности родителей
в отношении родных детей и детей,
взятых под опеку.
49
Опекунство и усыновление (удочерение)
как
способы включения в семейные отношения
детей, оставшихся без родителей
1
Права и обязанности ребенка в семье.
Работа с фрагментами правовых
Права несовершеннолетних детей на
источников. Игра «Права и обязанности
владение, пользование и распоряжение
детей»
имуществом, финансовую и
предпринимательскую
1
деятельность
Обязанности совершеннолетних детей
(с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам. Роль
Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации
по правам ребенка
Работа с фрагментами правовых
источников.
Анализ сайта Уполномоченного
при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка.
Завершение создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья –
наша ценность»
Итого по разделу
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
50