РП Семьеведение 5-9 2025-2026

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» ............................................................................................................................. 8
Личностные результаты ............................................................................................................ 8
Метапредметные результаты .................................................................................................. 10
Предметные результаты .......................................................................................................... 13
Содержание курса внеурочной деятельности «Семьеведение» ................................................. 15
Тематическое планирование ....................................................................................................... 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для
5–9 классов составлена на основе положений и требований:
− Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
− федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
− Конституция Российской Федерации;
− Указ Президента Российской
«Об

утверждении

Основ

Федерации

государственной

от 09.11.2022 г. № 809
политики

по

сохранениюи

укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность

курса

внеурочной

деятельности

«Семьеведение» в

современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ
обучения

и

воспитания,

способствующих

формированию у представителей

молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным
ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство
российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской
Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются
рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного
опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством

образования.

Образование

становится

средством,

3

обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно
призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного
воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и
нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего,
тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании
молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов
деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности
крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего
образования в Российской Федерации.
Создание программы
продиктовано

курса «Семьеведение»

важностью

для

обучающихся

целенаправленной

5–9

классов

просветительской и

воспитательной деятельности, которая предполагает:
− осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;
− приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
− формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим
поколениям;
− приобретение

обучающимися

опыта

выстраивания

моделей

поведения

и

межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе
традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся
с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения
проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе
придается

современным

научно-

4

педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
− освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые
пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую
жизненную траекторию;
− рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуальногожизненного опыта;
− развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и
моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи курса

Целью курса является введение молодых людей

в

традиционную для нашего

Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых
установок: брачности, многодетности,целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
− четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся
связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
− понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для
самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности
поколений;
− ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к
российским

традиционным

духовно-нравственным

ценностям,

5

в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и
воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
− ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
− формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;
− осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие
их для построения собственной семьи в будущем;
− содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;
− обеспечение

осознания

обучающимися

своей

гражданской

и

социальной

идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
− содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи,
снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
− ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
− обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере
семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся
в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным

и

методическим

ориентиром для

составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды
деятельности

обучающихся

должны

быть

конкретизированы с

учетом

возрастных

особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности
связано

с

возможностью

выбора

педагогом

6

различных

вариантов

учебно-методического

обеспечения

курса,

а

также с

существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Освоение
программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное
время в следующих вариантах:
− для младших подростков (5–7 классы);
− для старших подростков (8–9 классы).
В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать
только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание программы курса внеурочной
деятельности не ведет к нарушению его содержательного единства и ориентирует педагогов
на необходимость учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как предметом
дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов
выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы
программы

позволяют

организовать

на

их

основе

практическую

и

поисково-

исследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при
реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в краткой
обобщенной

форме

представлены

все

основные

аспекты

семейной

проблематики

(исторические, социокультурные, правовые, экономические,психологические, нравственные),
позволяющие

обучающимся

ознакомиться

с

основами

семьеведения.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на
обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
− понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
− обретение

положительного

образа

семьи,

родительства

(отцовства и

материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
− готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
− понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
− осознание

российской

идентичности

в

поликультурном и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
семейных отношениях, готовность оценивать

в

свое поведение и поступки, поведение и

поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также
правовых

норм;

8

− способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
− восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
5) физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья и

эмоционального благополучия:
− осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
− соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде;
6) трудовое воспитание:
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
− овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с
учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальной и

природной среды:
− освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
− умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить

позитивное

в

произошедшей

ситуации.

9

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:
− выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

социальных

явлений и процессов;
− выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решенияпоставленной
задачи;
− делать

выводы

с

использованием

дедуктивных

и

индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению

особенностей

объекта

изучения,

причинно-

следственных

связей

и

зависимостей объектов между собой;
− оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
− прогнозировать возможное

дальнейшее

развитие процессов,

событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
− эффективно

запоминать

и

систематизировать

информацию.

10

Коммуникативные универсальные учебные действия:
− воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;
− выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
− знать

и

распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций и смягчать

конфликты, вести переговоры;
− понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
− в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и

высказывать

идеи,

нацеленные

на

решение

задачи

и

поддержание

благожелательности общения;
− сопоставлять

свои

суждения

с

суждениями

других

участников

диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
− публично представлять результаты выполненного исследования,проекта;
− самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:
− выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
− ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решений в группе);
− составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения);
− делать выбор и брать ответственность за решение.

11

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
− учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
− оценивать соответствие результата цели и условиям;
− ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
− регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
− уметь обобщать мнения нескольких людей;
− планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые

штурмы»

и

иные);

12

− выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
− оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
− сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
достижение

результатов,

разделять

сферу

в

ответственности и проявлять готовность к

предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
− освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи,
важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее
роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих
семейные отношения,включая правовые нормы;
− осознание

значимости

крепкой

семьи,

брака

как

ценности в

современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную
российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в
истории народов России;
− формирование

понимания

роли

семьи

в

освоении

норм

морали и

нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
− умение
использованием

характеризовать
источников

разных

особенности
типов

(текстами,

семейных
иллюстрациями,

отношений с
аудио-

и

видеоматериалами);
− умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания
традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для
написания ее родословной;
− умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования

дома,

создания

финансового

плана

семьи

и

др.;

13

− умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
− умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе
со старшими членами семьи;
− умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
− умение решать

в

рамках

изученного

материала

познавательные и

практические задачи;
− овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
− умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать и

критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
− умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая
вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании
семейного

бюджета.

14

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени:
мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.

Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей
мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и бракв современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и
психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности
ребенка,

его

духовно-нравственного

интеллектуального

становления,

роста,

профессионального и социального самоопределения.
Семья
саморазвития

как
и

среда,

ориентированная

личностной

на

самореализации

создание
детей

и

уникальных
родителей.

условий для
Эмоциональное

взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная)
семья как исторический феномен.

1 В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать
только в 8–9 классах.

15

Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательнойроли в
современном обществе.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила

его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях

рода (семьи). Способы

передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы,
фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории

семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения
в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие:
семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное
чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций.
Известные многодетныесемьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье.
Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка
как базовые ценности взаимоотношений супругов между
и

детей.

Образ

собой,

а

также

родителей

семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала

XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в
зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительноевзаимодействие
родителей

и

детей.

16

Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общениес братьями и
сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино,
литература).

Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и
сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с
бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим.
Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.

Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими
поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие

родственных

отношений.

Важность

поддержания

добрых и

уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных
традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего
«дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и
способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и
сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные
экономическая

составляющие
функция

домашнего

(семейного)

семьи.

хозяйства.
Типичные

Хозяйственнопроблемы

17

обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и

минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями
или родственниками.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и
финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых
вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные
статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых

организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального
расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля

оформления,

материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства

дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и
детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных
регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детскородительских

отношений.

Важность

18

благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье и
эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной
семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг
друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения
уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.

Недопустимость

эгоистического,

высокомерного,

равнодушногои неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной
семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры
общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и

отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной
жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути
выхода из возникшего конфликта.

Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность
правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с
детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком
варианта решения жизненнойпроблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный
Разнообразие

форм

совместных

семейных

дел

фактор

сплочения семьи.

(уборка

и

ремонт

19

квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или)
негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия

(день рождения, окончание учебного года,спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных

прогулок,

туристических

походов

и

путешествий в сплочении

семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного мероприятия.

Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий
(на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ
жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая
активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд,

полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними
проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры
здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ
жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической
активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие
мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей.
Примеры участия членов семьи

в оздоровительных мероприятиях

региона

«Здоровье

(ГТО,

для

и

акциях России и

всей

семьи»).

20

РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность

социальных

служб

(организаций)

по

поддержке

семьи:

консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая.

Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные
права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое
имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным
имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.

Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения
детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
пользование

и

распоряжение

имуществом,

владение,

финансовую и предпринимательскую

деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по

правам

ребенка.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Наименование

Количество

п/п

разделов и тем курса

часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

внеурочной
деятельности
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1

Как и для чего
создается семья?

1

Семья в различные исторические эпохи –

Беседа на основе презентации

от древности до современности:

«Семья в различные исторические

мотивы создания семьи и вступления в

эпохи».

брак.

Анализ репродукций картин известных

Семья и духовно-нравственные ценности.

художников, посвященных семье в

Выбор спутника жизни. Особенности

разные исторические эпохи.

брачно-семейных отношений. Изменение

Создание плаката «Современная семья».

ролей мужчины, женщины и детей в

Дискуссия на тему «Выбор спутника

семье.

жизни»

Семья и брак в современном обществе

22

1.2

Семья как

Крепкая семья, основанная на любви,

Беседа и создание схемы «Значение

ценность для

как основа для формирования у ребенка

семьи в жизни человека».

ребенка

чувства безопасности и ощущения

Анализ предложенных ситуаций,

счастья.

показывающих влияние семьи на жизнь

Важность для ребенка

подростка

1

материальной и психологической
поддержки
со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его

23

духовно-нравственного становления,

интеллектуального роста,
профессионального и социального
1

самоопределения
Семья как среда,

Сопоставление иллюстраций, отражающих

ориентированная на создание

психологические отношения родителей

уникальных условий для

и подростка (взаимное доверие/недоверие;

саморазвития и личностной

рациональная оценка/недооценка;

самореализации детей и родителей.

поддержка и сочувствие/равнодушие;

Эмоциональное взаимопонимание между

адекватные требования/неадекватные

родителями и детьми, сочувствие и

требования) для создания правил

принятие ребенка в семье

выстраивания отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

24

1.3

Семья и ее

Семья как первичная ячейка общества,

Беседа «Семья и ее основные функции».

роль в

ее важность в самосохранении и развитии

Анализ примеров семей по страницам

обществе

общества. Семья и ее основные функции.

художественной литературы,

Репродуктивная функция семьи и ее

кинематографа

1

значение в решении демографических
проблем современной России. Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический

25

феномен. Социализирующая функция семьи

и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе
Итого по разделу

4

Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1

История семьи

1

Родословная моей семьи. Семейное

Составление родословных

(родовое) генеалогическое древо и

на основе предложенных учителем

правила

и/или обучающимися макетов

его реконструкции (описания)
1

Важность сохранения исторической

Беседа на основе презентации «Способы

памяти о поколениях рода (семьи).

сохранения исторической памяти о

Способы передачи информации о связи

семье». Составление схемы «Как в моей

поколений

семье сохраняется память о

и родственных отношениях: семейные

поколениях».

архивы, фотоальбомы, мемуары.

Знакомство с электронными ресурсами,

Примерная модель поиска и обработки

позволяющими искать и обрабатывать

информации по истории семьи (рода)

информацию об истории своей семьи,
и разработка алгоритма действий

26

1

Предания и традиции моей семьи.

Проектная деятельность

Ценности семьи, передающиеся из

«Преданияи традиции моей

поколения

семьи».

в поколение. Семейная память и семейная

Практикум «Семейные традиции»

гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные

27

путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные

примеры

для

подражания и сохранения семейных
традиций.
2.2

Родители

1

Известные многодетные семьи
Особая роль и ответственность

Обсуждение отрывков из художественной

родителей в современной семье. Роль

литературы, кинофильмов,

мужчины

мультипликационных фильмов

в семье. Отцовство. Роль женщины в

о гармоничных отношениях в семье.

семье. Материнство. Любовь, взаимное

Создание облака слов на тему

принятие и поддержка как базовые

«Ценности семьи»

ценности взаимоотношений супругов
между собой,
а также родителей и детей. Образ
семьи в художественных произведениях
второй половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.)

28

1

Особенности выстраивания

Анализ

кейсов

на

тему

взаимоотношений между

воспитания».

родителями и детьми в зависимости

предложение»: «Если бы я оказался на

от их возраста и изменений в

месте своих родителей, то...»

Игра

«Стили

«Продолжи

социальном статусе.
Уважительное взаимодействие родителей
2.3

Братья и сестры

1

и детей
Конструктивное взаимодействие детей

Обсуждение темы «Взаимоотношения

с братьями, сестрами. Общение с братьями

с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо

29

и сестрами в семье – необходимый опыт

ли быть единственным ребенком в семье»,

для создания в будущем собственной

«Нас в семье двое/трое», «У меня

семьи.

много братьев и сестер».

Отношения братьев и сестер

Составление правил конструктивного

в художественных произведениях

взаимодействия с братьями и сестрами.

(мультипликация, кино, литература).

Обсуждение кейсов о конструктивном

Проблема психологического неприятия

взаимодействии детей с братьями и

и конкуренции между разновозрастными

сестрами

и сводными детьми в семье и пути
ее преодоления

30

2.4

Чем ценны

1

Бабушки и дедушки в семье.

Анализ иллюстраций на тему

отношения внуков с

Доверительное, эмоционально теплое

«Межпоколенное общение».

бабушками

общение внуков

Анализ ситуаций, отражающих

и дедушками?

с бабушками и дедушками. Уважительное

конструктивное взаимодействие внуков

отношение к старшим членам семьи.
Чувство благодарности старшим. Почитание
старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому. Межпоколенное

с бабушками и дедушками, для выработки
бесконфликтной стратегии поведения.
Практикум «Уважение к старшим и
помощь в семье»

общение как способ передачи и усвоения
накопленного старшими поколениями
жизненного опыта и духовно-нравственных
ценностей. Черты семейного поведения,
присущие бабушкам и дедушкам,
и бесконфликтные стратегии их восприятия.

31

Доверительное общение внуков
2.5

с бабушками и дедушками
Многообразие родственных отношений.

Игра «Самое главное качество моего

и дальние

Важность поддержания добрых

родственника» на основе родословной.

родственники

и уважительных родственных отношений

Продолжение разработки коллективной

для сохранения межпоколенных связей

электронной энциклопедии «Семья –

и семейных традиций

наша

Мои близкие

1

ценность»
Итого по разделу

8

Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1

Что мы называем
своим «домом»?

1

Место проживания семьи и важность его

Составление облака слов «Дом» на

восприятия для супругов и детей как

основе ассоциаций.

своего

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»

«дома». Дом – это место

или «Дом моей мечты»

защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты.
Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской
местности
32

3.2

Ведение

1

Основные составляющие домашнего

Беседа на основе презентации

домашнего

(семейного) хозяйства.

«Семейное хозяйство в разные

хозяйства

Хозяйственно- экономическая

исторические периоды развития

функция семьи.

России».

Типичные проблемы обустройства

Разработка правил рачительного ведения

домашнего хозяйства у семей с

домашнего хозяйства

детьми
и способы их решения. Плюсы и минусы

33

совместного проживания молодой семьи
с детьми вместе со своими родителями
или родственниками
3.3

Семейный бюджет

1

Важность планирования и учета семейных

Анализ схемы «Семейный бюджет».

доходов и расходов. Семейный бюджет

Решение практических задач, направленных

и финансовая «подушка безопасности».

на планирование и учет семейных

Равноправие мужа и жены в решении

доходов и расходов

финансовых вопросов, открытость семейных
финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного
бюджета. Возможности использования

семьями услуг финансовых организаций –
вклады, кредиты, инвестиции
1

Способы экономии семейного бюджета

Решение практических задач, направленных

и статьи, на которых не следует

на выявление рациональных способов

экономить. Карманные деньги детей.

расходования карманных денег

Основные приоритеты детских расходов
и способы рационального расходования
детьми денежных средств. Детские
накопления
34

и цели их использования

3.4

Семейный быт

1

Красота, комфорт и уют в доме.
Важность совместных усилий родителей
и детей

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе
предложенных карточек (иллюстрации,
предметы интерьера).

в решении проблем определения

35

оптимального бюджета, выбора стиля

Составление облака слов по теме

оформления, материалов, технических

«Уют в доме»

решений и другого для обустройства
дома.

Проект обустройства дома – от идеи
до воплощения
1

Важность достижения договоренностей

Обсуждение презентации «Традиции

в распределении ролей между

обустройства дома (семейного

родителями и детьми для поддержания

хозяйства) в разных регионах России».

чистоты

Проектная деятельность по теме «Мой

и порядка в доме. Традиции обустройства

вклад в чистоту и порядок в доме».

дома в разных регионах России

Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья –
наша
ценность»

Итого по разделу

6

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»

36

4.1

Как создать

1

Здоровая семейная атмосфера как залог

Обсуждение пословиц, отрывков

благоприятную

устойчивости внутрисемейных отношений.

из художественных

семейную атмосферу?

Доминирующие положительные эмоции,

произведений,

тон общения, настроение, взаимное

видеосюжетов о семейной

доверие и открытость, взаимопомощь и

атмосфере. Обсуждение модели

поддержка

благоприятной психологической

как важные составляющие супружеских

атмосферы в семье. Проектная

и детско-родительских отношений. Важность деятельность в рамках

темы «Многодетность как важный

37

благоприятного семейного психологического компонент благоприятной семейной
климата для развития ребенка в семье

атмосферы»

и эмоционального состояния супругов.
Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы
4.2

На чем

1

Нравственные основы

Беседа по теме «Нравственные

держится

взаимоотношений в семье: любовь,

основы взаимоотношений в семье».

семья?

верность, взаимная поддержка,

Анализ учебных кейсов о конструктивном

честность. Мужественность и

взаимодействии членов семьи.

женственность. Умение слушать

Беседа о мужественности и

и слышать друг друга, допущение

женственности

разных взглядов членов семьи на одну и
ту же бытовую ситуацию, умения
уступать
и прощать недостатки друг другу,
навыки оказания друг другу знаков
внимания как факторы, укрепляющие
семью.

Недопустимость эгоистического,
38

высокомерного, равнодушного
и неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействие членов семьи

4.3

Как избегать
конфликтов в семье?

1

Общение супругов друг с другом, а также

Обсуждение темы общения в семье

родителей с детьми, старших детей

на основе презентации.

39

с младшими по поводу возникающих

Заполнение таблицы «Мое

разногласий как важнейшее правило

поведение в семье»

гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом
семьи своего поведения и манеры
общения.

Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
и отношения к родственникам
1

Умения прощать и просить прощения как

Решение учебных кейсов, направленных

важные составляющие счастливой семейной

на поиск компромисса при зарождении

жизни. Компромиссы в отношениях между

конфликта в семье

супругами, между родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта

40

1

Рост самостоятельности ребенка как

Анализ кейсов, показывающих

норма для взрослеющей личности и

конструктивную поддержку со стороны

важность правильного отношения

родителей в ситуации поиска

родителей к этой тенденции. Умение

подростком

родителей договариваться с детьми как

«правильного» варианта решения

основа гармоничных взаимоотношений.

жизненной проблемы.

Важность уважения родителями выбора

Обсуждение полученных результатов

ребенка. Конструктивная поддержка
со стороны родителей в ситуации поиска

41

ребенком варианта решения жизненной
4.4

проблемы
Совместная досуговая деятельность как

Составление перечня совместных семейных

семье

важный фактор сплочения семьи.

дел на основе личного опыта и анализа

объединиться?

Разнообразие форм совместных

информации, предложенной учителем

семейных дел (уборка и ремонт

(в виде иллюстраций, видеосюжетов)

Что помогает

1

квартиры/дома; работа на приусадебном
участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на
1

детей
Важность семейных праздников

Конкурс проектов «Моя любимая семейная

для эмоционально-психологического

игра».

сближения взрослых и детей. Игры как

Обсуждение результатов проектов.

важный элемент семейного досуга.

Составление алгоритма проектирования

Распространенные виды семейных игр,

семейного праздника

их плюсы и минусы. Проектирование

семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,
42

спортивные достижения детей и др.)

1

Роль семейных прогулок, туристических

Обсуждение интересных маршрутов

походов и путешествий в сплочении

для семьи на основе интерактивной

семьи
и личностном развитии ее членов.

карты. Проект «Семейное
путешествие/турпоход»

43

Проектирование семейного
выездного мероприятия. Определение
наиболее интересных маршрутов для
семейных турпоходов и путешествий
(на примере
4.5

Здоровый образ
жизни в семье

1

своего региона)
Здоровье членов семьи и его

Обсуждение важности здорового образа

роль в полноценной семейной

жизни на основе презентации учителя

жизни.

и личного социального

Здоровый образ жизни и его ключевые

опыта. Составление

составляющие: здоровое питание,

домашнего меню

здоровый сон, гигиена, физическая
активность.

Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы
физического и психического здоровья.
44

Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания

1

Режим здорового сна для взрослых

Обсуждение возможностей участия членов

и детей. Личная гигиена и ее

семьи в оздоровительных мероприятиях

влияние на образ жизни семьи.
Способы

на территории России на основе презентации.

45

преодоления вредных привычек в семье.

Обмен мнениями по теме «Здоровье в

Важность физической активности

моей семье».

для здоровья человека и способы

Продолжение разработки коллективной

ее поддержания в семье.

электронной энциклопедии «Семья –

Здоровьесберегающие мероприятия

наша ценность»

(зарядка, прогулки, подвижные
игры и т. п.) и технологии (фитнесбраслеты, интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия
членов семьи в оздоровительных
мероприятиях
и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу

10

Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1

Вступление в брак

1

Порядок регистрации брака в

Работа с фрагментами Конституции

Российской Федерации. Брачный

Российской Федерации и Семейного

возраст. Порядок

кодекса Российской Федерации.

и условия заключения брака в современной

Обсуждение важности вступления в брак
46

России. Брачный договор

5.2

Поддержка

1

Меры социальной поддержки семей

Обсуждение понятий «социальная

государством

с детьми. Социальные гарантии для семей.

поддержка», «социальные гарантии»,

семей с детьми

Материнский капитал и ипотека

«финансовые организации»,

47

1

для молодых семей. Меры

«материнский капитал».

государственной поддержки многодетных

Решение практических задач для понимания

семей в Российской Федерации. Звание

возможностей использования семьями услуг

«Мать-героиня»

финансовых организаций

Деятельность социальных служб

Обсуждение деятельности социальных

(организаций) по поддержке семьи:

служб по поддержке семьи на основе

консультационная, материальная,

презентации.

юридическая, медицинская, психолого-

Знакомство школьников с электронными

педагогическая. Семейные психологи

ресурсами социальных служб

и специалисты в сфере образования
по работе с семьей
5.3

Права и

Личные права и обязанности

Работа с фрагментами правовых

обязанности

супругов, равенство супругов в

источников. Игра «Права и обязанности

родителей и детей

семье.

родителей»

1

Имущественные права и обязанности
супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи,
наследство и наследники, дарение и другие
сделки с семейным имуществом.
48

Права и обязанности родителей
в отношении родных детей и детей,
взятых под опеку.

49

Опекунство и усыновление (удочерение)
как
способы включения в семейные отношения
детей, оставшихся без родителей
1

Права и обязанности ребенка в семье.

Работа с фрагментами правовых

Права несовершеннолетних детей на

источников. Игра «Права и обязанности

владение, пользование и распоряжение

детей»

имуществом, финансовую и
предпринимательскую
1

деятельность
Обязанности совершеннолетних детей
(с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам. Роль
Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации
по правам ребенка

Работа с фрагментами правовых
источников.
Анализ сайта Уполномоченного
при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка.
Завершение создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья –
наша ценность»

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».