Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 Дзержинского района Волгограда»
Введено в действие
приказом директора
МОУ СШ № 7
от 02.09.2024 № 76
Директор МОУ СОШ № 7
___________ Г.И. Попова
«02» сентября 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
МОУ СШ № 7
Протокол от 02. 09. 2024 г.
Председатель педагогичес
_______________ Г.И. Поп
«02» сентября 2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ № 01-32-60
о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования
в муниципальном общеобразовательном учреждении
«Средняя школа № 7 Дзержинского района Волгограда»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
-Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования”
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 августа
2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года №
732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
1
-Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 7 октября 2022 года;
-Приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. №458 "Об утверждении Порядка
приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования» с изменениями от 23 января 2023 года;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.12.2022 № 24 «О
внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2»;
-Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 7
Дзержинского района Волгограда» (далее- МОУ СШ № 7);
-другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану на уровне
начального общего, основного общего и среднего общего образования муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 7 Дзержинского района Волгограда»
(далее – Положение) устанавливает порядок обучения по индивидуальному учебному плану,
определяет требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования, регламентирует контроль
исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана, а также
регулирует его финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение.
1.3. В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» обучающиеся имеют право на
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой образовательной программы, в том числе адаптированной, в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
1.4. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 ФЗ-273
«Об образовании в Российской Федерации»).
1.5. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований ФГОС и ФОП общего
образования соответствующего уровня, в том числе, к перечню учебных предметов,
обязательных для изучения, минимально допустимой нагрузки и обязательного уровня
усвоения.
2
1.6. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом срок
освоения общеобразовательной программы может быть изменен МОУ СШ № 7 с учетом
особенностей, образовательных потребностей и интересов конкретного обучающегося.
1.7. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории
Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ
осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных
государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных
программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
2. Порядок обучения по индивидуальному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или
группы обучающихся на основе учебных планов начального общего, основного общего и
среднего общего образования МОУ СШ № 7, в соответствии с ее образовательными
традициями и ресурсным обеспечением.
2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2.3. В заявлении должен быть указан срок, на который обучающемуся предоставляется
индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или
его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания
образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов,
углублённое изучение отдельных учебных предметов/курсов, сокращение сроков освоения
основных образовательных программ и др.).
2.4. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в
течение учебного года до 15 мая.
2.5. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся,
не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования (ч.9 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
2.6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом
директора МОУ СШ № 7.
2.7. Индивидуальный учебный план утверждается решением Педагогического совета МОУ
СШ № 7.
2.8. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала учебного года и
ведется по расписанию занятий в соответствии с учетом максимально допустимой учебной
нагрузки, индивидуальный учебный план обучающегося составляет заместитель директора
школа по учебно-воспитательной работе и утверждает директор МОУ СШ № 7.
2.9. При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный
принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов,
модулей, входящих в учебный план МОУ СШ № 7.
2.10.
Индивидуальный
учебный
план
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный
план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, формы промежуточной
аттестации обучающихся (п.22 ст.2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
2.11. МОУ СШ № 7 может обращаться в центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи для получения методической помощи в разработке индивидуальных
учебных планов для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов (ч.4 ст.42 ФЗ-273 «Об
образовании в Российской Федерации»).
3
2.12. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в отдельных классах
(группах), наполняемость которых устанавливается в соответствии с требованиями
санитарных норм и правил.
2.13. Реализация индивидуальных учебных планов на ступенях начального и основного
общего образования сопровождается тьюторской поддержкой, на уровне среднего общего
образования – классного руководителя.
2.14. Обучающиеся обязаны добросовестно выполнять индивидуальный учебный план, в том
числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия,
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные
педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п.1 ч.1. ст.43 ФЗ-273
«Об образовании в Российской Федерации»).
2.15. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися
заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для
выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание), осуществляются
обучающимися в домашних или иных условиях, в том числе в цифровой образовательной
среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических,
творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и
практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений,
универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебнопознавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами
рабочей программы учебного предмета/курса.
2.16. Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими работниками
МОУ СШ № 7 в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических
особенностей, способностей и интересов обучающихся.
2.17. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим
Положением, в том числе через официальный сайт МОУ СШ № 7 и иные информационные
системы общего пользования, осуществляется при приеме детей в МОУ СШ № 7.
2.18. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в рамках сетевой
формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных программ с
использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, также могут участвовать организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для
осуществления обучения, проведения практических и лабораторных занятий и
осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей
образовательной программой.
2.19. Лицу, обучающемуся по индивидуальному плану, предоставляется возможность
получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу в ШИБЦ
(школьном информационно-библиотечном центре) МОУ СШ № 7, пользоваться
оборудованием предметных кабинетов для проведения лабораторных работ, практических
работ, продолжать обучение в МОУ СШ № 7 в порядке, определенном гимназией и
закрепленном в ее Уставе.
2.20. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по учебному предмету,
курсу, модулю индивидуального учебного плана проводятся в рамках часов, отведенных на
соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули). Формы, периодичность, текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся устанавливается в
соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МОУ СШ № 7».
4
Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по
индивидуальному учебному плану фиксируются в классном (электронном) журнале.
2.21. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный
план (ч. 6 ст.59 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). Государственная
итоговая аттестация обучающихся по индивидуальному учебному плану проводится в
формах и в порядке, предусмотренных законодательством.
3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования
3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне научнотехнологического развития страны, овладение ими современными технологическими
средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся
культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ),
расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством
реализации индивидуальных учебных планов.
3.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего
образования индивидуальный учебный план начального общего образования
предусматривает:
• учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие
обязательные для изучения предметные области, учебные предметы, учебные курсы и
учебные модули:
• Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение);
Родной язык и литературное чтение на родном языке (Родной язык и (или) государственный
язык республики российской федерации, Литературное чтение на родном языке) при
наличии возможностей МОУ СШ № 7 и по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
• Иностранный язык (Иностранный язык (английский или немецкий);
• Математика и информатика (Математика);
• Обществознание и естествознание (Окружающий мир);
• Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных культур и
светской этики. Модули: «Основы православной культуры», «Основы светской
этики»);
• Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
• Технология (Технология);
• Физическая культура (Физическая культура).
3.4. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы светской
этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
3.5. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и
более 3345 часов.
5
3.6. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет не более четырех лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным
учебным планам, срок получения начального общего образования может быть сокращен.
4. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования
4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования обеспечивает расширение возможностей индивидуального развития
обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения
предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление
осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или)
направленности.
4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего
образования индивидуальный учебный план может предусматривать:
• увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов/курсов
обязательной части учебного плана;
• введение специально разработанных учебных курсов/модулей, обеспечивающих
интересы и потребности субъектов образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
• организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся.
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие
обязательные предметные области и учебные предметы:
• Русский язык и литература (Русский язык, Литература);
• Иностранные языки (Иностранный язык (английский, немецкий, французский);
• Математика и информатика (Математика, Информатика);
• Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География);
• Естественнонаучные предметы (Физика, Биология, Химия);
• Основы духовно-нравственной культуры народов России;
• Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
• Труд (Технология) (Труд (Технология));
• Физическая культура (Физическая культура)
• Основы безопасности и защиты Родины (Основы безопасности и защиты Родины»
4.4. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика»
включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы по
индивидуальному плану основного общего образования по учебному предмету
«Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты
освоения рабочих программ учебных курсов «Математика» - 5-6 классы; «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика» -7-9 классы.
4.5. Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы»
включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» -действующий
ФГОС ООО и учебный предмет «История» - обновленный ФГОС ООО.
4.6. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 часов и более
5848 часов.
4.7. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет не более 5 лет. Для обучающихся с ОВЗ при обучении по
адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых
6
образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть
увеличен, но не более чем до 6 лет.
4.8. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного
общего образования может быть сокращен.
5. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования
5.1. МОУ СШ № 7 предоставляет обучающимся возможность формирования
индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые
на уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне),
дополнительные учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, а также
обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения
(естественно-научный,
гуманитарный,
социально-экономический,
технологический,
универсальный).
5.2. Согласно ФГОС СОО, учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный
учебный план обучающегося должны содержать не менее 13 учебных предметов.
5.3. При профильном обучении индивидуальный учебный план должен содержать не менее 2
учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю
обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
5.4. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для
участников образовательных отношений возможность самостоятельного проектирования
обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по
реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками.
5.5. Обязательными для включения в индивидуальный учебный являются учебные предметы:
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика»,
«История», «Обществознание», «География», «Физика, «Химия», «Биология», «Физическая
культура», «Основы безопасности и защиты Родины».
5.6. В индивидуальные учебные планы могут быть включены дополнительные учебные
предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые МОУ СШ № 7 в соответствии с
образовательными традициями и ресурсными возможностями.
5.7. Особенности проектирования индивидуального учебного плана обучающегося на уровне
СОО в МОУ СШ № 7.
-индивидуальный учебный план, формируется на основе «рамочного» учебного плана
среднего общего образования, при соблюдении обучающимся следующих принципов:
-принцип «минимакса», который определяет возможность обучающегося выбрать из
предлагаемого «максимума» рамочного учебного плана не менее 2-х учебных предметов,
изучаемых на углубленном уровне из обязательной части учебного плана, и учебные
курсы/модули из части формируемой участниками образовательных отношений.
-обязательного соблюдения принципа не превышения максимальной недельной учебной
нагрузки (34 часа).
5.8. Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах СОО
предусматривают (при наличии в МОУ СШ № 7 обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов):
• замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет «Адаптивная
физическая культура».
• включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной
работы.
5.9. В индивидуальном учебном плане должно быть предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
5.10. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и
не более 2516 часов (не более 34 часов в неделю).
7
5.11. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования
– 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного
срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения
образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года.
6. Контроль исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного
плана
6.1. МОУ СШ № 7 осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ
обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному плану.
6.2. В компетенцию администрации МОУ СШ № 7 входит:
• разработка настоящего Положения о порядке обучения по индивидуальному учебному
плану;
• обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы рабочих
программ учебных предметов/курсов/модулей и контроль их выполнения;
• контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий
обучающимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану
(не реже 1 раза в месяц).
6.3. При организации обучения по индивидуальному учебному плану, в случае изменения
нормативного срока обучения, МОУ СШ № 7 оформляет следующие документы:
заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
решение Педагогического совета МОУ СШ № 7;
приказ директора МОУ СШ № 7 о переводе обучающегося на обучение по
индивидуальному учебному плану;
расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными
представителями) обучающихся и утвержденное директором Гимназии; Источник:
https://ohrana-tryda.com/node/1902
журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
7. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
7.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы в
соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных
обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных
образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
7.2. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности МОУ СШ № 7
должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов
обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете и утверждается приказом директора МОУ СШ № 7.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1, настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
8
Положение разработал
заместитель директора по УВР
Ю.В. Моисеева
9